Общие рекомендации по проведению практических занятий

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки «Педагогическое образование» в процессе реализации программ педагогических дисциплин предусмотрено использование активных и интерактивных форм проведения занятий (деловых и ролевых игр, разбор конкретных педагогических ситуаций (кейс-технологии), учебные дискуссии, рефлексивные технологии).

С учетом этого требования практические занятия по «Общей педагогике» проводятся в проблемно-диалоговой (интерактивной) форме, которая позволяет:

- во-первых, побуждать студентов к публичным выступлениям с докладами и сообщениями, развивая у них навыки монологической публичной речи, ведения дискуссии и полемики;

- во-вторых, поручать студентам анализировать и оценивать качество и содержание сообщений их товарищей [6], а также оценку выступлений аналитического характера [7];

- в-третьих, педагогу, выступающему в качестве активного участника учебной дискуссии, сообщать учебную информацию (вводную, уточняющую, корректирующую) в дополнение к выступлениям студентов, контролировать и оценивать качество их учебной работы.

Диалоговая форма практических занятий требует соблюдения ряда условий:

- преподаватель не только признаёт право студента на собственное суждение, но и побуждает к нему;

- новое знание воспринимается как истина не столько в силу авторитета преподавателя, сколько в силу доказательства истинности рассуждений участников диалога, в, т.ч. и преподавателя;

- диалог со студентами строится таким образом, чтобы подвести их к самостоятельным выводам, сделать соучастниками поиска.

Каждое практическое занятие включает решение практических задач, связанных с осмыслением и оценкой педагогических взглядов, концепций, фактов, явлений, ситуаций и т.п.

Каждое лекционное и практическое учебное занятие начинается с экспресс-опроса, в рамках которого в течение 7-10 минут студенты в письменной форме отвечают на вопросы, раскрывающие ключевые факты, изученные на предыдущих занятиях и освоенные самостоятельно. Ответы студентов, как и в целом их познавательная активность оцениваются по методике накопительной балльно-рейтинговой системы.

На практическом занятии следует использовать следующие схемы, отражающие логику выступлений в процессе обсуждения сообщений и докладов студентов:

Краткая схема аналитико-критического выступления: тезисное воспроизведение содержания сообщения, указание на наличие (отсутствие) в сообщении обобщений и выводов, оценка логики представления учебного материала, эмоциональности и речевой грамотности выступающего; общая оценка сообщения.

Краткая схема анализа аналитико-критического выступления: полнота восприятия «критиком» текста сообщения, обоснованность оценки сообщения.


2. ПЛАНЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ [8]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: