Тема: Влияние семьи на развитие человека и формирование его личности
Задания к практическому занятию:
1. Самостоятельно прочитать в рекомендуемых учебных пособиях материал, характеризующий внешние факторы развития человека и формирования его личности.
2. Подготовить сообщения для выступления на практическом занятии. Темы сообщений:
2.1. Роль среды в формировании и социализации личности.
2.2. Специфика формирующего влияния современной российской семьи.
2.3. Стили родительского поведения и тактики воспитания ребёнка в семье.
3. Подготовка в тезисной форме проекта программы «Содержание взаимодействия школы и семьи».
План занятия:
1. Заслушивание сообщений (см.: задания к практическому занятию)
2. Заслушивание 2-х выступлений аналитико-критического характера (один студент по каждому из 2-х, выбранных преподавателем лучших выступлений).
3. Одному из студентов поручается охарактеризовать на выбор качество одного аналитико-критического выступления.
4. Обсуждение в мини-группах представленных студентами в тезисной форме проектов программы «Содержание взаимодействия школы и семьи» и разработка обобщенного документа – коллективной декларации группы о том, что должно составлять содержание взаимодействия указанных институтов воспитания.
|
|
В оставшееся время преподаватель предлагает студентам выполнить задания №№1, 6, 9, 10, 11, 12 (с.167-171) учебного пособия Смирнов В.И. Общая педагогика. В зависимости от наличия времени задания можно распределить по мини-группам.
Литература к практическому занятию по теме:
Влияние семьи на развитие человека и формирование его личности. (2 часа)
Арнаутова Е.П., Иванова В.М. Общение с родителями. Зачем? Как?. М., 1993.
Буянов М.И. Ребенку нужна родительская любовь. М., 1984.
Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. М., 1988.
Гребенников И. В. Школа и семья. М., 1985.
Гребенников И.В. Основы семейной жизни. М.,1991.
Диалоги о воспитании: Книга для родителей. М., 1985.
Дружинин В.Н. Психологические типы семьи в европейской культуре. М., 1996.
Дружинин В.Н. Психология семьи. М., 1996.
Каптерев П.Ф. Энциклопедия семейного воспитания и обучения. СПб., 1915.
Ковалев С. В. Психология современной семьи. М., 1988.
Королева К.П. Семейное воспитание и школа в России в мемуарной и художественной литературе (середина XIX.– начала XX в.). М., 1994.
Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 2000.
Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание и его значение // Избранные педагогические сочинения. М., 1988.
Макаренко А. С. Книга для родителей / Пед. соч. В 8-ми т. Т. 5. М., 1985.
Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей / Пед. соч. В 8-ми т. Т. 4. М., 1984.
|
|
Никитина Л.А., Соколова Ж.С. Родители XXI века. М., 1997.
Обухова Л.Ф., Шаграева О.А. Семья и ребенок: психологический аспект развития. М., 1999.
Острогорский А.Н. Семейные отношения и их воспитательное значение // Избранные педагогические сочинения. М., 1985.
Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. М., 1981.
Положение о семейном (домашнем) образовании в Российской Федерации// Частная школа. 1994. №4.
Сухомлинский В. А. Родительская педагогика / Избр. пед. соч.: В 3-х т. Т. 3. М., 1981.
Феминология. Семьеведение. М., 1996.
Хрипкова А. Г., Колесов Д. В. В семье сын и дочь. 2-е изд., испр. М., 1985.