Раздел П. Основы микроэкономики

Тема 4. Спрос, предложение и рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения

План.

1. Спрос и факторы его определяющие.

2. Предложение и факторы его определяющие.

3. Рыночная цена и рыночное равновесие.

4. Эластичность спроса и предложения.

1. Платежеспособный спрос - потребность в товарах, обеспеченная денежными средствами покупателей. Основным фактором, влияющим на величину спроса, является цена. Закон спроса: « Величина спроса находится в обратной зависимости от изменений цены единицы товара».

При изменении цены товара происходит «движение по кривой спроса» – это кривая, точки которой показывают, по каким ценам в течении определенного времени покупатели могли бы приобрести различные количества товара.

«Изменение величины спроса» не следует смешивать с «изменением в спросе», которое выражается в сдвиге кривой спроса влево или вправо. Сдвиг кривой спроса вправо означает увеличение спроса, сдвиг кривой влево - уменьшение спроса. «Движение самой кривой спроса» происходит под воздействием «неценовых факторов»: 1. Число покупателей. 2. Вкусы и доходы потребителей. 3. Цены на сопряженные товары. 4. Потребительские ожидания.

Кроме перечисленных, на потребительский выбор влияют реклама, и другие формы стимулирования сбыта, а также неэкономические факторы (погода).

2.Предложение является не менее значимым, чем спрос параметром рынка. Оно не только определяется спросом, но и активно воздействует на него.

Предложение - это то количество товаров и услуг, которое производится и продается на рынке. Закон предложения«Количество предлагаемых товаров находится в прямой зависимости от цены единицы товара».

Здесь также следует строго различать само «предложение» и «величину предложение». По аналогии со сдвигом кривой спроса, можно выделить ценовые и неценовые факторы. Неценовые факторы, влияющие на спрос: 1. Стоимость ресурсов.2. Технология. 3. Потребительские ожидания.4. Цены на другие товары. 5. Число производителей.6. Налоги и субсидии.

3. Рыночное равновесие достигается при пересечении кривых спроса и предложения. В точке пересечения объем спроса точно равен объему предложения.

Дефицит (объем спроса больше объема предложения), сопутствующий ценам ниже цены равновесия, подскажет конкурирующим друг с другом покупателям, что им следует предложить более высокую цену. Растущая цена будет: 1)побуждать фирмы к перераспределению ресурсов в пользу данного производства; 2) Вытеснять некоторых потребителей с рынка;

Избыточное предложение (объем спроса меньше объема предложения), возникающие при ценах выше цены равновесия, будут побуждать конкурирующих друг с другом продавцов снижать цены, чтобы избавиться от лишних запасов. Падающие цены будут: 1) подсказывать фирмам, что необходимо сокращать ресурсы, затрачиваемые на производство данной продукции; 2) привлекут на рынок дополнительных покупателей.

4. Эластичность используется для обозначения меры реагирования одной переменной величины на изменение другой. Математически спрос измеряют при помощи коэффициента эластичности – Кэ, который измеряется в процентах.

Ценовая эластичность спроса характеризует реакцию изменения величины покупательского спроса на изменение цены товара. Реакция потребителей на изменение цены товара может быть сильной (Кэ>1, эластичный спрос), слабой (Кэ<1, неэластичный спрос) и нейтральной (Кэ=1, единичная эластичность).

Эластичность спроса по доходу показывает относительные изменения объема спроса на товар при изменении дохода потребителей. Для нормальных доходов коэффициент эластичности - положительный, для товаров низшего качества – отрицательный, товары первой необходимости нечувствительны к изменениям дохода, эластичность нулевая (нейтральная).

Перекрестная (косвенная) эластичность показывает, насколько чувствителен спрос на т. А к изменению цены на т. Б. Этот коэффициент рассчитывается для сопряженных товаров (взаимозаменяемых и взаимодополняемых).

Коэффициент ценовой эластичности предложения позволяет измерить, соотношение между изменением цены и предлагаемого количества какого-либо продукта.

В хозяйственной практике анализ эластичности позволяет определять: размеры производства отдельных товаров и услуг, изучать поведение потребителей, планировать ценовую политику фирмы, прогнозировать изменения в расходах потребителей и доходах производителей. Перекрестная эластичность используется в антимонопольной политике.

Тема 5. Теория поведения потребителя

План

1.Понятие и общие черты поведения потребителя

2.Теории потребительского поведения.

1.Процесс потребления - одна из сфер общественной жизни, существующий наряду с производством и распределением. В экономической теории под потреблением понимается процесс использования результатов производства для удовлетворения определенных потребностей. Экономическая теория изучает поведение рационального потребителя. Рациональность потребителя – это способность человека сопоставить все доступные ему комбинации благ и услуг и выбрать из них наиболее предпочтительные.

2.Потребительское поведение – это процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги. Действия людей в сфере приобретения потребительских благ субъективны и подчас непредсказуемы. Однако в поведении среднего потребителя можно отметить ряд типичных общих черт:

- Спрос потребителя зависит от уровня его доходов, влияющих на размер личного бюджета потребителя;

- Каждый потребитель стремиться получить за свои деньги «все что можно», т.е. максимизировать совокупную полезность;

- Средний потребитель имеет отчетливую систему предпочтений, свой вкус и отношение к оде;

- На спрос потребителя влияет наличие или отсутствие на рынках взаимозаменяемых или взаимодополняемых товаров.

Современная наука определяет поведение потребителя с помощью теории предельной полезности и методом кривых безразличия.

С точки зрения экономической теории потребителя интересую две оценки полезности – общая полезность и предельная полезность. Общая полезность – это совокупная полезность от потребления всех наличных единиц блага. Общую полезность определяют путем суммирования показателей предельной полезности. Предельная полезность – дополнительная полезность от потребления одной дополнительной единицы товара или услуги. Увеличение общей полезности по мере роста потребления стабильно сопровождается падением темпов прироста полезности. Это явление получило название уменьшающейся предельной полезности (закон убывающей предельной полезности). Равновесие потребителя наступает, когда он тратит весь доход таким образом, что предельная полезность на каждый потраченный рубль равно по любому купленному товару.

Бюджетная линия показывает различные комбинации двух продуктов, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода.

Кривая безразличия – это кривая, показывающая различные комбинации двух продуктов, имеющих одинаковое потребительское значение, или полезность для потребителя. Количественный подход объясняет форму кривых безразличия уменьшением предельной полезности, а порядковый – уменьшающейся предельной нормой замещения.

Предельная норма замещения товара А товаром В (MRS) – это количество товара А, от которого отказывется потребитель в обмен на увеличение товара В на одну единицу так, чтобы уровень удовлетворения потребителя остался неизменным: MRS = - A / B

Тема 6. Теория фирмы

План

1. Понятие фирмы.

2. Издержки производства фирмы.

3. Доход и прибыль фирмы.

1.Фирма – хозяйственная единица с правом юридического лица, которая на основе использования закрепленного за ней имущества производит и реализует продукцию и оказывает услуги. Организационно-правовые формы фирмы: единоличное хозяйство, партнерство, корпорация.

В экономической литературе существует целый ряд теорий, в каждой из которых по-разному определяются цели фирмы и средства их достижения. К их числу относятся: традиционная теория, объясняет поведение фирмы стремлением к максимизации прибыли; менеджеральная теория, доказывает, что цель фирмы - максимизация объема продаж и только потом дохода; теория максимизации роста, основана на идее о том, что растущая фирма предпочтительнее, нежели просто крупная фирма; теория множественности целей, главный упор делает на характере поведения высшего руководства фирмы.

2.Издержки – стоимость факторов, израсходованных на производство и реализацию продукта. Существует несколько классификаций издержек: прямые и косвенные; бухгалтерские и экономические; краткосрочные и долгосрочные; постоянные, переменные и общие.

Соответственно видам издержек выделяют общий (валовый), средний и предельный доходы.

3.Прибыль выступаеткак превышение доходов от продажи товаров (услуг) над производственными затратами (издержками). В зависимости от того, что включают в состав издержек выделяют бухгалтерскую и экономическую прибыль.

Прибыль является одним из обобщающих показателей деятельности фирмы и выполняет две важные функции: 1) характеризует конечные финансовые результаты деятельности фирмы, размер денежных накоплений; 2) является главным источником финансирования затрат на производственное и социальное развитие фирмы.

Основной принцип функционирования фирмы в условиях рыночной экономики стремление к максимизации прибыли.

Тема 7. Рынки факторов производства и распределения дохода

План

1. Особенности ценообразования на рынках ресурсов.

2. Рынок труда и особенности его функционирования.

3. Рынок капитала и механизм его функционирования.

4. Рынок природных ресурсов. Рентные отношения.

1.Для производства товаров фирме необходимо приобрести ресурсы, и она выступает в качестве покупателя. Объектами купли-продажи являются факторы производства - труд, земля, капитал, а рынки, на которых они реализуются, называются рынками ресурсов (факторов производства) На этих рынках действуют те же законы, что и на потребительском рынке, но они имеют свою специфику: производный характер спроса на ресурсы (в зависимости от спроса на товары и услуги); взаимозаменяемость большинства ресурсов в процессе производства; приобретение их исключительно предпринимателями с целью получения доходов; стремление получать предельную доходность с любого ресурса; ресурсы носят ограниченный характер.

2.Рынок трудапредставляет собой общественно-экономическую форму движения рабочей силы (трудовых ресурсов). Основными компонентами рынка труда являются цена, конкуренция, спрос и предложение. Цена выступает в виде з/п; конкуренция – в форме соперничества работников за рабочие места, работодателей – за рабочие руки, а также работников и работодателей – за условия найма; спрос – в форме потребности в рабочей силе в разрезе отраслей районов, предприятий и организаций, а предложение – в форме численности и структуры наличных трудовых ресурсов, предъявляемых на рынке. Спрос на р/с зависит от уровня развития и структуры экономики, наличия других факторов производства и способов их технологического применения, величины спроса на товары и услуги, фазы экономического цикла. Предложение труда зависит от численности населения и темпов его прироста, доли трудоспособных, продолжительности рабочего дня, квалификации, миграционной подвижности работников и т.д.

3.Рынок капиталав зависимости от объекта купли-продажи делится на рынок заемного капитала, т.е. кредита, и рынок ценных бумаг. Рынок заемного капитала обслуживают банки, рынок ЦБ – фондовые биржи.

Целью функционирования коммерческих банков является извлечение прибыли. Ссудный капитал передается функционирующим предпринимателям во временное пользование за определенную плату - ссудный процент. Доход ссудного капитала выраженный в годовых процентах называют ставкой процента. Различают номинальные и реальные ставки процента. Номинальная – это ставка, выраженная в денежной единице. Реальная – это процентная ставка с учетом инфляции.

Важным сегментом рынка капитала является рынок ЦБ, Спрос на рынке ЦБ формируют так называемые инвесторы – организации, фирмы и частные лица, имеющие свободные денежные сбережения и готовые их использовать для покупки ЦБ, причем покупки таких ЦБ, которые способны по их мнению обеспечить более высокий доход, чем банковский процент. Предложение обеспечивают эмитенты - акционерные общества и компании, выпускающие акции и другие ЦБ с целью привлечения средств для финансирования своих программ, а также государство, мобилизирующее денежные средства путем выпуска в обращение облигаций госзаймов и других видов ЦБ.

Объектами сделок являются ценные бумаги. Ценная бумага – это особая форма существования капитала, отличная от его товарной, производительной и денежной форм, которая может обращаться на рынке как товар и приносить доход. На рынке ЦБ обращаются самые разнообразные ЦБ: акции, облигации, векселя, чеки, депозитные (сберегательные) сертификаты, консаменты, фьючерсные контракты.

4.Рынок природных ресурсов. Важнейшим природным ресурсом является земля. Земля уникальна среди факторов тем, что она недвижима и что общая площадь земли, фиксирована. Экономическая рента – это доход, получаемый от использования земли и других природных ресурсов, количество которых ограничено. Дополнительный доход, обусловленный различиями в естественном плодородии почвы и местоположении земельных участков по отношению к рынку – дифференциальная рента I, а дополнительный доход, связанный с интенсивным ведением хозяйства и неодинаковой отдачей добавочных вложений капитала, дифференциальной рентой II.

Земельная ренте как экономическая форма реализации собственности на землю есть плата за право приложения капитала к земле. Её конкретной формой проявления служит арендная плата, представляющая собой сумму денег, уплачиваемую арендатором собственнику земли.

Земля в условиях товарного производства приобретает товарную форму, т.е. продается и покупается. Цена земли определяется по формуле:

Цена земли = Величина арендной платы / Ставка ссудного процента


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: