Содержание дисциплины (программа курса)

Раздел I

Модуль №1

Тема 1. Язык как объект языкознания

Тема 2. Проблема сущности языка в исторической перспективе

Тема 3. Язык в семиотическом, когнитивном и социальном аспектах

Тема 4. Основные дихотомии, язык и речь

Модуль №2

Тема 5. Основные методы и направления в языкознании

Тема 6. Основы контрастивного языкознания

Тема 7. Проблема языковой нормы и её вариантов в современном русском языке

Модуль №3

Тема 8. История языкознания. Основные лингвистические традиции

Тема 9. Языкознание Средних веков и Эпохи Возрождения

Тема 10. Зарождение исторического и сравнительного языкознания

Тема 11. Вильгельм фон Гумбольдт – основоположник общего языкознания

Тема 12. Европейское языкознание XIX в.

Тема 13. История русского языкознания

Тема 14. Концепция Фердинанда де Соссюра – новый этап в развитии языкознания

Тема 15. Лингвистика XX в. Современные школы языкознания

Раздел II

Модуль №4

Тема 16. Основы общей фонетики

Тема 17. Основы общей фонологии

Тема 18. Основы общей теории письма (грамматологии)

Тема 19. Основы морфемики и словообразования

Модуль №5

Тема 20. Основы общей лексикологии и семантики

Тема 21. Основы общей морфологии

Тема 22. Основы общего синтаксиса

Тема 23. Современный русский язык: инновации и традиции

3.2. Лекции

Раздел I

Модуль № 1

Тема 1. Язык как объект языкознания (2 часа)

Предмет и задачи курса, обоснование необходимости его изучения для судебных экспертов. Обзор тем курса. Языкознание как система наук о языке и языках. Языкознание в системе гуманитарных дисциплин. Связь языкознания с другими науками. Основные проблемы общего языкознания. Проблема происхождения языка, причины и формы изменения языка. Русский язык как государственный язык Российской Федерации.

Задания для подготовки к лекции:

Изучение рекомендованной литературы, законодательства РФ в области русского языка и подготовка вопросов по теме.

Тема 2. Проблема сущности языка в исторической перспективе (2 часа)

Вопрос о сущности языка в русле лингвистических традиций и языковедческих школ. Различные подходы к определению языка. Лингвистика XXI века о сущности языка.

Задания для подготовки к лекции:

Изучение рекомендованной литературы, повторение основных положений курсов «Философия», «Язык и мышление» и подготовка вопросов по теме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: