Грамматическое учение в Арабском Халифате. Махмуд Кашгарский, возникновение лексикографии. Философско-лингвистический спор между реалистами и номиналистами. Лингвистические идеи в учении Фомы Аквинского. Роль философии рационализма и эмпиризма в развитии европейской науки о языке. Проекты искусственных языков. «Всеобщая рациональная грамматика» - этап в создании сравнительного языкознания, лингвистики универсалий.
Задания для подготовки к лекции:
Повторить философские учения Средних веков и Эпохи Возрождения и подготовиться к лекции-беседе.
Тема 10. Зарождение исторического и сравнительного языкознания(2 часа)
Накопление к концу XVIII в. достаточного материала для выделения новой сферы научного анализа с языком как специальным объектом исследования. Роль В. Джонса и братьев Шлегелей в становлении сравнительно-исторического языкознания. Р. Раск, Ф. Бопп, Я. Гримм, А.Х. Востоков – основоположники сравнительно-исторического метода.
Задания для подготовки к лекции:
Повторить философские учения Нового времени и подготовиться к лекции-беседе.
Тема 11. Вильгельм фон Гумбольдт – основоположник общего языкознания (2 час)
«Философия языка» В. Гумбольдта и её диалектичность (антиномии Гумбольдта). Язык как деятельность, понимание «внутренней формы» языка. Гумбольдт о происхождении и развитии языка. Морфологическая классификация языков. Актуальность идей Гумбольдта.
Задания для подготовки к лекции:
Повторить основные положения немецкой классической философии (Кант, Гегель) и подготовиться к лекции-беседе.
Тема 12. Европейское языкознание XIX в. (2 часа)
Натуралистическое направление. Теория родословного древа языков А. Шлейхера. Психологическое направление в языкознании. Концепция психологии народов в трудах Х. Штейнталя и В. Вундта. Младограмматический период развития сравнительно-исторического языкознания. Закладывание основ современного языкознания.
Задания для подготовки к лекции:
Повторить основные научные парадигмы XIX в.