Аудиторская проверка начинается с принятия решения о начале или продолжении сотрудничества с клиентом. Планирование – процесс, позволяющий наиболее рационально выполнять аудит и одновременно уменьшить риск необнаруженных существующих ошибок в финансовой отчетности клиента.
Аудитор должен тщательно планировать свою деятельность по трем основным причинам: это дает аудитору возможность получать достаточное количество свидетельств о положении дел клиента, помогает удержать в разумных пределах затраты на аудит и позволяет избежать недоразумений с клиентом.
Планирование аудита состоит из 6 основных этапов:
– предварительное планирование;
– общий сбор сведений;
– сбор информации о правовых обязанностях клиента;
– оценка существенности аудиторского риска;
– ознакомление с системой внутрихозяйственного контроля и оценка риска контроля;
– разработка общего плана аудита и программы аудита.
Предварительное планирование осуществляется на начальной фазе аудиторской работы; включает в себя принятие решения о согласии начать или продолжить аудит для клиента, установление причин, по которым клиент обосновывает свой заказ на аудит, подбор персонала для выполнения аудиторских обязанностей (формирование штатов), заключение договора с клиентом, составление письменного обязательства перед клиентом.
|
|
Аудиторские фирмы не обязаны сотрудничать с нежелательными клиентами, продолжать обслуживание клиентов, взаимоотношения с которыми стали нежелательными.
Политика фирмы в отношении подбора новых клиентов включает в себя следующие элементы:
– получение и обзор финансовой информации о возможном клиенте (годовых и промежуточных отчетов, регистрационных и других документов);
– получение информации о компании и руководстве возможного клиента у его банкира, адвоката, страховых компаний и других лиц и организаций, связанных с возможным клиентом;
– получение информации у бывшего аудитора (если он есть) о честности руководства компании-клиента, о расхождении аудиторов и руководства по вопросам применения бухгалтерских принципов, аудиторских процедур и о причинах смены аудитора;
– рассмотрение вопросов о том, потребует ли работа с клиентом особого внимания, и о вероятном риске при обслуживании клиента;
– оценка необходимости применения специальных знаний;
– оценка независимости аудиторской фирмы по отношению к возможному клиенту.
Знания бизнеса клиента очень важны. Знание бизнеса — общее знание экономики и той отрасли, в которой субъект ведет хозяйственную деятельность, и более конкретное знание методов осуществления этой деятельности клиентом. Разъяснение по поводу понимания аудитором бизнеса клиента имеются в МСА 310 «Знание бизнеса».
|
|
Уровень знаний необходимых аудитору при проведении проверки, обычно ниже уровня знаний руководства субъекта, поэтому аудитор не должен стремиться обладать абсолютно всей информацией, доступной администрации клиента. Приобретение знаний — непрерывный и взаимосвязанный процесс сбора и оценки информации, а также ее соотнесения с аудиторскими доказательствами, осуществляемой на всех стадиях аудиторской проверки.
Аудитору необходимо ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью субъекта и иметь информацию о:
– внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность субъекта, отражающих экономическую ситуацию в регионе в целом и его отраслевые особенности;
– внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность субъекта, связанных с его индивидуальными особенностями.
Аудиторам необходимо иметь представление об экономических условиях функционирования компании, в том числе о влиянии на нее национальной экономической политики.
Важно иметь представление и об отраслевых условиях, поскольку банки, страховые компании, инвесторы и кредиторы в разных отраслях экономики действуют по-разному. На уровне компании-клиента важно иметь информацию о персонале, продукции, методах производства и финансирования.
Источниками сведений об отрасли и субъекте является:
—предыдущий опыт работы с субъектом в его отрасли;
—беседы с сотрудниками субъекта, внутренними аудиторами, обзор их отчетов и с прочими;
—публикации, относящиеся к отрасли;
—законодательные и нормативные акты;
—документы хозяйственного, финансового и рекламного характера, подготовленные субъектом.
В приложении а МСА имеются вопросы для рассмотрения бизнеса клиента.