Согласование условий соглашений по аудиту

Условия договоренностей об аудите согласно МСА 210 устанавливаются в письме-обязательстве о проведении аудита. В данном документе подтверждается: принятие аудитором задания, цель и масштаб аудита, обязательства аудитора перед клиентом, формы отчетов.

В содержании этого документа раскрываются следующие аспекты:

1. Цель аудита финансовой отчетности;

2. Ответственность руководства клиента за составление и предоставление финансовой отчетности;

3. Объем аудита со ссылками на нормативные документы;

4. Форма и способ сообщения результатов аудита;

5. Предупреждения о наличие риска не обнаружения существенных и несущественных искажений из-за различных ограничений;

6. Требования свободного доступа к информации необходимой для проведения аудита.

Аудитор может отразить в письме:

— мероприятия, связанные с планированием аудита;

— перечень ожидаемых от руководства письменных заявлений, сделанных во время аудита;

— предложение о подтверждении клиентом условий договоренности;

— перечень писем или отчетов, которые предполагаются составить для клиента;

— основу для исчисления гонорара.

При необходимости в письме оговариваются:

— возможность привлечения других аудиторов и экспертов, внутренних аудиторов, других сотрудников клиента;

— координирование работы с предшествующим аудитором;

— ограничение ответственности аудитора там, где это возможно и т. д.

МСА 210 содержит рекомендации по согласованию условий договоренности с клиентом и составлению ответа в случае, если клиент просит изменить условия договоренности на понижающий уровень уверенности аудитора (например, клиент просит провести не аудит финансовой отчетности, как это было установлено в письме-обязательстве, а ее обзор, при котором обеспечивается более низкий уровень уверенности в том, что отчетность не содержит существенных искажений).

Причины возникновения просьбы клиента к аудитору по поводу изменения условий договоренности могут быть обоснованными и необоснованными. К обоснованным причинам относятся:

— изменение обстоятельств, влияющих на необходимость оказания услуг (например, потенциальный инвестор в течение периода аудиторской проверки пояснил клиенту аудитора, что он не требует подтверждения достоверности всей финансовой отчетности, а интересуется только реальностью данных отчета о прибылях и убытках);

— неправильное понимание клиентом характера услуги (так, в ряде случаев клиент под аудитом понимает проверку отдельного участка бухгалтерского учета, а это выясняется при проведении аудиторской проверки).

— ограничение объема договоренности, вызванное объективными обстоятельствами (к примеру, один из филиалов клиента превращен в самостоятельную организацию и передан другому собственнику, вследствие чего отпадает необходимость в проверке его информации, проводившейся согласно установленной несколько лет назад договоренности с аудитором).

Необоснованным считается изменение условий договоренности по причине ограничения аудита из-за неточной, неполной и неудовлетворительной информации. Аудитор должен рассмотреть любые юридические последствия изменений условий аудита.

Действия аудитора в случае согласия с изменением условий договоренности:

— согласование новых условий (в том числе с помощью вновь составленного письма-обязательства);

— составление отчета в соответствии с пересмотренными условиями.

Если просьба клиента об изменении условий договоренности не имеет разумного обоснования, аудитор должен продолжать выполнение первоначальной договоренности. В случае невозможности продолжения работы аудитор должен отказаться от проведения аудита, а иногда доложить органам управления субъекта о причинах отказа от задания (при наличие такого условия в договоренности).

3. Общие вопросы планирования аудита

Планирование аудита — это разработка общей стратегии и деталей аудиторской проверки. Цель планирования — эффективное и современное проведение аудита. В МСА 300 «Планирование» установлены стандарты и представлены рекомендации по планированию аудита финансовой отчетности. Объем планирования зависит от:

—размера проверяемого субъекта;

—сложности предстоящей проверки;

—отчета работы аудитора, в том числе данным субъектом;

—знания аудитором бизнеса клиента.

При разработке общего плана аудита, аудитор должен принимать во внимание следующие вопросы:

—знание бизнеса клиента (условия отрасли, характеристики субъекта, уровень компетентности руководства;

—понимание систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля (учетная политика, влияние новых нормативных актов, опыт аудитора в области оценки данных систем);

—риск и существенность (оценка аудиторского риска, установление уровня существенности, выявление проблемных областей бухгалтерского учета)

—характер, сроки и объем процедур (распределение процедур по областям аудита, влияние информационной технологии на аудит, возможное использование результатов работы подразделения внутреннего аудита);

—координация, контроль и анализ работы (потребность в персонале, привлечение других специалистов, количество проверяемых мест)

— прочие аспекты (непрерывность деятельности субъекта,

условия аудиторского задания, характер и сроки отчетности

и др.)

Программа аудита — определяет характер, сроки, объем запланированных аудитором процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Это набор инструкций для ассистентов, а также средство контроля их работы. В программе может быть указано время, отводимое на выполнение процедур.

Документация — материалы (рабочие документы), составляемые или получаемые и хранимые аудитором в связи с проведением проверки. С помощью рабочей документации оформляются:

— планирование и проведение аудита;

— действия по надзору и проверки аудиторской работы;

— аудиторские доказательства.

Форма и содержание рабочих документов регламентируется МСА 230 «Документация». Аудитор должен составлять рабочие документы в достаточно полной и подробной форме. Отражая в них информацию:

— о планировании аудита;

—о характере, временных рамках, объеме и результатах выполнения аудиторских процедур;

— о выводах, сделанных на основе полученных аудиторских доказательств.

Объем рабочей документации должен охватывать информацию, на основании которой другой аудитор может получить представление о проведенном аудите и причинах принятия решений аудитора, но не о деталях работы.

Формы и содержание документации аудита зависит от:

— характера аудиторского задания;

— формы заключения;

— особенностей бизнеса клиента;

— состояния систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля

— необходимости направлять и контролировать работу ассистентов;

— конкретных приемов и методов, используемых аудитором.

Обычное содержание рабочих документов аудитора:

— информация, касающаяся юридической и организационной структуры субъекта, копии юридических документов;

— информация об отрасли субъекта и результаты анализа его деятельности;

— планы и программы аудита;

— доказательства исследования аудитором систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

— оценка аудиторского риска и методика определения уровня существенности;

— анализ работы внутреннего аудита;

— анализ операций и сальдо счетов;

— анализ деятельности субъекта;

— записи об аудиторских процедурах;

— копии сообщений, переписки или протоколы встреч с руководством субъекта, письменные заявления клиента;

— выводы аудитора с обоснованными трактовками;

— копии финансовой отчетности и аудиторские заключения.

Аудиторская фирма может разрабатывать стандартные формы документов. Что позволит ускорить и оптимизировать процессы оформления аудита, делегирование работы, контроля ее качества. Рабочая документация является собственностью аудитора. Он должен обеспечить конфиденциальность документации и условий для ее хранения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: