МСА и Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности РФ: сходства и различия

Сопоставление российских правил (стандартов) аудиторской деятельности (ФПСАД/ФСАД) с МСА позволяет выделить следующие группы:

· ФПСАД/ФСАД, совпадающие по содержанию с МСА;

· ФПСАД/ФСАД, которые в своих существенных содержательных аспектах отличаются от аналога МСА;

· ФПСАД/ФСАД и МСА, не имеющие аналогов.

Целью разработки ФПАД является подготовка системы документов, которые основаны на МСА.

К основным причинам несовпадения ФПАД и МСА можно отнести следующие: отличия в российском законодательстве, которое формирует ФПСАД/ФСАД (бухгалтерское, налоговое и др.); изменение и переработка самих МСА.

К ФПСАД/ФСАД, не совпадающим с МСА, относятся следующие:

1. Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведенного аудита.

1. Образование аудитора.

2. Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов.

3. Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудита организации.

4. Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Объединение с налоговыми органами.

Основные причины несовпадения стандартов

1. По поводу «Образования аудитора» в МСА нет единого стандарта, но Международным комитетом по МСА (1РАС) выпускаются отдельные инструктивные и регулирующие материалы.

2. По поводу «Письма руководству" у российских разработчиков существует четкое мотивированное мнение о том, что такой стандарт необходим. Эта мотивация обусловлена тем, что обычно национальные аудиторские стандарты предусматривают наличие той или иной формы развернутого отчета аудитора руководству субъекта.

3. По поводу ФПАД «Права и обязанности аудиторской организации» сложилось мнение как о документе, который очевидно, ниже по своему уровню, чем стандарт. Эта точка зрения может привести в дальнейшем к отмене данного стандарта.

4. «Требования к внутреннему аудиту» — в зарубежной практике подготовка внутренних стандартов является работой аудиторской фирмы.

5. Относительно ФПАД «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Объединение с налоговыми органами» можно высказать следующее. Налоговые проверки или налоговый аудит по своей сути относятся к отдельной области аудита и не должны соединяться с финансовым аудитом, в целях совершенствования которого и разрабатываются МСА. Это разделение связано с тем, что в основе МСА лежат стандарты финансового учета и отчетности — МСФО. В основе же налогового аудита должно лежать налоговое законодательство, которое, в соответствие с МСФО и международным подходом в целом, представляет собой направление деятельности, отдельное от финансового учета и аудита. Так, например, в США существует следующая градация: финансовый учет и отчетность; финансовый аудит; налоговый аудит. Включение в состав российских ФПАД стандарта по налоговому аудиту связано, прежде всего, с существующей в настоящее время в России доминирующей ролью налогового учета и налогового законодательства по сравнению с другими направлениями деятельности и включением налоговых требований в различные финансовые и бухгалтерские нормативные акты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: