Социодинамика культуры

Речь идет о движении,

изменении, развитие культуры в зависимости от изменения, развития

общества, в связи с ним (societas -лат.: общество; dynamikos - греч.:

движение). То есть предметом изучения становится не столько культура

сама по себе, сколько движущие ее общественные факторы, или

социальные механизмы культуры. В отличие от традиционной истории

культуры социодинамика культуры не ограничивается изучением эволюции тех или иных явлений культуры, сменяемости определенных культурных фактов, а также описанием известных культурных процессов – она пытается понять закономерности происходящих процессов и тенденций,теоретически их объяснить и осмыслить. Таким образом, социодинамика культуры - это теоретическая дисциплина, предметом которой является

культурно-историческое развитие, то есть теория истории культуры.

Перед исследователем и интерпретатором культуры открывается, таким

образом, возможность осмыслить факторы социокультурного развития,

движущие силы культуры не как действие чужеродных культуре внешних сил

(навязанных ей извне - по логике формационного развития, в силу

хозяйственной или политической необходимости и т.д.): экономических,

социально-политических, географических,а как проявление собственных

возможностей культуры, закономерностей ее саморазвития. Тогда же,

когда культурно-историческое развитие действительно предопределяют

внешние по отношению к культуре факторы (географические,

хозяйственно-экономические, социально-политические), они должны

рассматриваться в специфически освоенном, преломленном культурой виде, то есть не прямо, а как формы самой культуры.

В результате такого подхода рождаются как бы заново теоретические

концепции той или иной конкретной культуры - из анализа и осмысления

историко-культурного процесса, как обобщение и объяснение истории

культуры. Причем не истории всей мировой культуры без какой-либо

дифференциации (что было одним из недостатков в частности марксистской

теории культуры) а каждой национальной культуры по-своему.

Необходимо учитывать,что различным национальным историям культуры

соответствует не единая, общая для всех теория культуры, а своя,

особая теоретическая модель, своя социодинамика, обладающая

определенным национальным своеобразием. Таким образом в настоящее

время на поверхность выходит вопрос о национальной специфике культур:

усилился интерес к национальному менталитету, к лежащему в основе

каждой национальной культуры типу рациональности, к национальным

образам и картинам мира и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: