Речь идет о движении,
изменении, развитие культуры в зависимости от изменения, развития
общества, в связи с ним (societas -лат.: общество; dynamikos - греч.:
движение). То есть предметом изучения становится не столько культура
сама по себе, сколько движущие ее общественные факторы, или
социальные механизмы культуры. В отличие от традиционной истории
культуры социодинамика культуры не ограничивается изучением эволюции тех или иных явлений культуры, сменяемости определенных культурных фактов, а также описанием известных культурных процессов – она пытается понять закономерности происходящих процессов и тенденций,теоретически их объяснить и осмыслить. Таким образом, социодинамика культуры - это теоретическая дисциплина, предметом которой является
культурно-историческое развитие, то есть теория истории культуры.
Перед исследователем и интерпретатором культуры открывается, таким
образом, возможность осмыслить факторы социокультурного развития,
движущие силы культуры не как действие чужеродных культуре внешних сил
|
|
(навязанных ей извне - по логике формационного развития, в силу
хозяйственной или политической необходимости и т.д.): экономических,
социально-политических, географических,а как проявление собственных
возможностей культуры, закономерностей ее саморазвития. Тогда же,
когда культурно-историческое развитие действительно предопределяют
внешние по отношению к культуре факторы (географические,
хозяйственно-экономические, социально-политические), они должны
рассматриваться в специфически освоенном, преломленном культурой виде, то есть не прямо, а как формы самой культуры.
В результате такого подхода рождаются как бы заново теоретические
концепции той или иной конкретной культуры - из анализа и осмысления
историко-культурного процесса, как обобщение и объяснение истории
культуры. Причем не истории всей мировой культуры без какой-либо
дифференциации (что было одним из недостатков в частности марксистской
теории культуры) а каждой национальной культуры по-своему.
Необходимо учитывать,что различным национальным историям культуры
соответствует не единая, общая для всех теория культуры, а своя,
особая теоретическая модель, своя социодинамика, обладающая
определенным национальным своеобразием. Таким образом в настоящее
время на поверхность выходит вопрос о национальной специфике культур:
усилился интерес к национальному менталитету, к лежащему в основе
каждой национальной культуры типу рациональности, к национальным
образам и картинам мира и т.д.