Духовность как социокультурный феномен

Духовность занимает одно из центральных мест в пространстве социально-философской теории. Это даёт возможность осмыслить комплексные характеристики взаимосвязи явлений социальных явлений, помогает дифференциации общественного бытия и общественного сознания. Таким образом, ценностное наполнение выступает главным структурно-

образующим компонентом духовности. Понятия Дух и Душа позволяют расширить трактовку феномена духовности, выполняя в нём субстанциальную функцию и обуславливая его качественную определённость. Душа выступает в роли внешнего индикатора наполненности духовности, а Дух - внутреннего. Духовность рассматривается как особое качество общественного сознания, - мера социальности человека, приобретаемая им в стремлении к совершенствованию души и духа.

Ценностные характеристики духовности выявляют степень соизмеримости человека с интеллигибельными и сенсибельными сторонами мира оказывают влияние на способ существования человека и общества в целом. Реализация диалектического взаимодействия статической и динамической моделей духовности на религиозном, социальном и ментальном уровнях обеспечивает разнообразные варианты наложения их смысловых компонентов и во многом определяет особенности функционирования духовности.

Духовность является социокультурным феноменом, выступая условием реализации принципов жизнетворчества, гуманизма и человекоразмерности на всех уровнях социального и индивидуального миров. Духовное наполнение человекоразмерности концентрирует ценностно-смысловое содержание бытия личности и социума. Поэтому необходимо прояснить особенности проявления принципа долженствования и обязанности, детерминирующего развитие и функционирование социальной системы (с точки зрения аксиологического подхода).

В виде теоретического допущения исследовательской стратегии духовность рассматривается в пространстве особого рода - виртуальной реальности, выявляются её реальная и возможная составляющие. Вовлечённость в действительный, подлинный процесс общественной жизни в рамках человеческого существования заставляет его участников выбирать систему ценностей и жизненных стратегий, нацеленных на совершенствование

жизни. И здесь духовность может и должна исполнять роль аксиологического вектора, маркера субъективных и социальных программ человеческой жизнедеятельности, обладающего огромным потенциалом для превращения возможного в действительное.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: