double arrow

Основные тенденции культуры XIX в

Развитие культуры в Европе 19в. было связано с 3 худ-ными направлениями: классицизм, романтизм, реализм. Классицизм 19в. имеет новое содержанием. Его ис-во выразительно рационалистическое. В тв-тве классицистов преобладали сюжеты, в кот. воплощались идеи о необходимости подчинения индивидуальных интересов интересам страны, об-ва, полит. и религиозного движения. Поэты нового классицизма - Гете («Римские элегии», «Эгмонт») и Шиллер(«Разбойники», «Доступность и любовь»). В этих произведениях ощущается ориентация на высокие идеалы античности, рационалистическое выражение образов переплетается с тонкой лирикой. Возвышение классицизма было кратковременным, он постепенно переходил в официальное искусство, которое теряло связь с реальной жизнью. Одновременно в классицизмом возникло, а позднее и вытеснило его др. направление - романтизм. романтикам было присуще чувство радикального обновления мира, участие человека в тайном богатстве и безграничных возможностях мирового бытия. Энтузиазм основанный на вере во всемогущество чел-кого духа, одна из характерных черт романтического мировосприятия. Романтики мечтали о разрешении проблемы мирового противоречия бытия. Различие м-ду идеалом и действительностью ярко выражено в романтизме. Представители: Лермонтов, Байрон, Эдгар Алан По. Романтики открывают глубину дух-ного мира человека. Хар-м для романтизма есть защита свободы, суверенности, проявления интереса к проблеме нац. духа и нац. к-ры, а также своеобразность разных исторических эпох. Появился жанр исторического роман(произведения Джеймса Фенимора Купера, Вальтера Скотта, Гюго). Объектом внимания западноевропейских романтиков были история и фольклор Украины(образ гетмана Мазепы). Романтизм во многом напоминает культуру барокко. Романтики обращали внимание на народное тв-во, использовали сюжеты, образы, языки, присущие народным песням, балладам, эпосу(сказки Г.Х. Андерсена, сонаты и этюды Шопена). Музыка занимает особое место в романтизме. Критическое отношение к сущ-щим общ-ным порядкам, стремление усовершенствовать мир, сделать его более человечным рассматривает не столько углубленность в фантазии, идеальный мир в мечте, сколько реалистическое осмысление действительности с целью поисков практических путей ее изменения. Постепенно зарождается реализм. Он постепенно завоевывает основные позиции в лит-ре, образовательном иск-ве, театре, музыке. Реализм как направление к-ры представляет собой объективное изображение человеческих хар-ров и условий жизни. Реализм выполнил критическую ф-цию относительно сущ-щих общ-ных порядков. В 40-х гг. появляется направление критического реализма. Литературным жанром критического реализма становится роман, который дает возможность раскрыть широкую панораму общ-ной жизни, проследить психологию героев в разных жизненных ситуациях. Становление реализма осущ-лось постепенно. Сначала реализм был тесно связан с романтизмом («Шагреневая шкура» Бальзак, «Пармский монастырь» Стендаль, романы Диккенса). Вместе с этим типичные романтические мотивы все больше переходили в реалистические(«Красное и черное» Стендаль). Стремление в образовании реалистического мировоззрения 2 пол. 19в. выразило себя в ф-фии. На волне научной революции расширяется позитивизм, который становится одним из ведущих направлений ф-фской мысли. Возникновение позитивизма связано с тв-вом Огюста Конта. Он раскрыл идею франц. социолога Сен Симона о 3 стадиях интеллектуальной революции человечества. Другой лидер позитивизма англ. ф-ф и социолог Г. Спенсер. Основным законом соц-го развития он считал закон выживания наиболее приспособленных общ-в. Позитивизм сыграл значительную роль в становлении культуры 19в.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: