Культура Беларуси эпохи Средневековья

История формирования христианского государства на белорусских землях уходит далеко в прошлое, в эпоху средневековья. Специфический синтез славянской и балтской языческой культур был дополнен (не вытеснен!) христианской духовной традицией, которая также однородной не являлась. Конфессиональная политика первых князей Великого Княжества Литовского (далее – ВКЛ), как и геополитическая позиция характеризовалась возведением грандиозного «моста», который наши современники назовут «мостом между Востоком и Западом, Севером и Югом». Жить на мосту практически невозможно и князья Миндовг, Ягайло в свое время предпринимали попытки окатоличивания Княжества, а Витовт даже пытался создавать автокефальную православную церковь. В целом же конфессиональная политика Княжества склонялась к веротерпимости и совершала маятникообразные колебания между православной «Русью» и католическим «Латинским миром».

С XIV в. на территориях Княжества расселяются татары – мусульмане, их численность к XVI в. достигла сорока тысяч, а к XVII в. – свыше ста тысяч. В XIV в. действовало около 30 мечетей. При Витовте татарам гарантировалась свобода вероисповедания и широкие гражданские права, в том числе на строительство мечетей и браки с христианками. Татарская шляхта была уравнена в имущественных правах с христианской. Правовой статус татар ограничивался лишь тем, что государственной религией было христианство. Неоднократно татары – мусульмане вместе с коренными жителями ВКЛ защищали страну от единоверцев – врагов. Татары, напавшие на земли Княжества в 1510 году, призвали их присоединиться к ним для совместных грабительских действий, однако получили отказ: «Ни Бог, ни пророк не говорит вам грабить, а нам быть неблагодарными: сражаясь с вами, мы сражаемся с грабителями, а не с нашими братьями». В этой фразе, пожалуй, и заключен истинный патриотизм и высокий образец духовности, воспитанный верой.

Начало расселения евреев на территориях ВКЛ относится также к XIV в. Витовт издал ряд привилеев, предоставляя евреям право заниматься торговлей и ремеслом, признавая свободу вероисповедания.

Опыт государственного строительства Великого княжества Литовского дает чрезвычайно ценный материал в отношении регулирования межконфессиональных отношений. Правовые документы XIII – XVI вв., включая Статуты ВКЛ, фиксируют принцип субъективизации права, подразумевающий свободу вероисповедания, депортацию лиц, совершивших правонарушение на территории Княжества, а также в случаях межконфессиональных обвинений предусматривалось присутствие на суде свидетелей обеих сторон. Еще князь Гедимин в своих «Посланиях» делает определенную заявку на построение бесконфликтного, справедливого государства: «Мы установим такой мир, который христиане еще не знали».

Вместе с тем, нельзя забывать также и о том, что в нашей отечественной истории имели место и еврейские погромы, и дискриминационные меры в отношении мусульман. Национально-религиозная жизнь ВКЛ всегда была противоречива, и отношение к национальным меньшинствам и их религиям определялось конкретно-историческими условиями. Однако случаи массового религиозного ожесточения, как например Варфоломеевская ночь или сжигание на кострах иноверцев, в отечественной истории отсутствуют. Христианское государство должно поддерживать стабильность, учитывая религиозно-конфессиональные интересы граждан – вот основная линия развития политики Великого Княжества.

Первый серьезный дисбаланс в межконфессиональных отношениях обнаружился в начале XVII в. Католическая контрреформация, экспансия Ватикана на Восток, создание униатской церкви в 1596 г., передача ей правового статуса православной церкви, активная пропаганда концепции моноцерковного государства – все это вызвало активное сопротивление православного населения, увидевшего в унии угрозу «русской» культуре, языку, вероисповеданию. Именно в религиозной полемической литературе первой половины XVII в. разрабатываются понятия «нация», «религия», «государственность».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: