Г. Июня 20-го дня, 3-й цеховой устав кельнских

ТКАЧИХ ШЕЛКОВЫХ ИЗДЕЛИЙ [8]

Мы, бургомистры и совет города Кельна, объявляем всем, кому предстоит увидеть и услышать эту грамоту, нижеследующее:

Наши предки бургомистры и совет города Кельна в год от рождества господня 1437 в мае месяце, в понедельник, следующий за днем св. Люции, учредили женский шелкоткацкий цех, утвердили его на прочных законах и предписаниях и дали означенным ткачихам устав, приложив к нему городскую печать; в этом уставе содержалась оговорка, что если бургомистры и совет найдут его в чем-либо не соответствующим общему благу, то они вправе во всякое время, по мере надобности, расширить или сократить его. Устав был дан по предложению и нижайшей просьбе наших дорогих и верных бюргерш и жительниц из числа ткачих шелковых изделий, возбужденной ими из-за того, что ремесло, которым они занимались в течение ряда лет почетным и похвальным образом, стало приходить в заметный упадок, с одной стороны, из-за некоторых новшеств[9], с другой из-за отсутствия у них до сих пор писаных законов, подобных тем, какими обладают другие ремесла; сверх того, устав дан во славу всемогущего бога и нашего города, во имя общего блага и, наконец, ради того, чтобы купец, как свой, так и приезжий, не рисковал быть обманутым...

1. Ни одна женщина, принадлежащая к этому цеху, не имеет права занять положение главной мастерицы по выделке шелка, не проучившись и не прослужив три года в этом цехе. Учение она должна пройти у главных мастериц цеха... таким образом, что если она не уживется у одной мастерицы, то может продолжать учение у другой, не иначе, однако, как с ведома цеха.

2. Все прослужившиетри года в этом цехе могут стать главными мастерицами по выделкешелка...независимо от того, законного ли они или незаконного происхождения. Главная мастерица имеет право обучать своих детей у себя дома в течение вышеуказанного времени; затем они могут вступить в цех, внеся один рейнский гульден. Другие же ученицы, закончившие срок учения, могут вступить в цех лишь под условием взноса двух рейнских гульденов, считая, что рейнский гульден равен 3 маркам и 5 шиллингам нашей кельнской валюты[10]...

3. Главная мастерица имеет право держать у себя одновременно не больше 4 учениц... не считая ее собственных детей.

7. Запрещается вышеупомянутым мастерицам и их мужьям производить шелковые изделия из пряжи, изготовленной не в Кельне, и отдавать их красить. Нарушившие это правило караются отобранием шелка, половина которого поступает в пользу совета и бургомистра, а другая половина в пользу старшин (мужского и женского пола) цеха. К тому же означенные лица теряют право в будущем заниматься производством шелковых изделий.

8. Красильщики шелка в нашем городе имеют право работать только для главных мастериц. Это постановлено для того, чтобы сохранить источники пропитания наших бюргеров, бюргерш и жителей. Красильщик шелка, нарушивший этот пункт, уплачивает 100 марок штрафа и подвергается в течение месяца заключению в городской башне. Мастерицам же запрещается давать ему работу, пока он не уплатит штрафа.

10. Если какой-либо венецианец, верденец или кто-либо иной, проживающий в нашем городе Кельне, привезет сюда водным или сухим путем сученый шелк [шелк-сырец], крашеный или некрашеный, чтобы отдать его здесь в дальнейшую переработку, и он же станет ходить с сырым шелком, ища таким образом пропитания... то мастерицам запрещается покупать у него сырой шелк. Мастерицы, нарушившие это правило, уплачивают 1000 марок штрафа.

12....Ни ткачихи шелковых изделий, ни кто-либо по их поручению не имеет права изготовлять парчу иначе как из парчовога шелка; уток должен быть из золота и серебра такого качества, как это принято в нашем городе. Нарушение этого правила карается 5 марками с каждого фунта шелка.

13. Шелковые шнуры разрешается делать лишь так, чтобы уток былиз парчовогошелка; при желании можно примешивать хорошийшнуровой шелк. Нарушивший это постановление уплачиваетб марок штрафа.

14.Запрещается примешивать к парче или шнурам крашеную или некрашенуюпряжу. Нарушивший это правило теряет право заниматься выработкой шелковых изделий, а товар, изготовленный таким образом, сжигается.

15. Запрещается кому бы то ни было прясть шелк из узлов..., совершивший этот проступок наказывается отнятием шелка и узлов, которые подвергаются сожжению. Сверх того он уплачивает с каждого фунта пряжи 40 марок штрафа.

16. Мастерицы, принадлежащие к шелкоткацкому женскому цеху, не имеют права отдавать шелк для прядения или другой обработки лицам, живущим вне Кельна... Нарушившие это правило лишаются права заниматься своим ремеслом.

17....Тем, которые за заработную плату прядут шелк, делают парчу или шнуры или как-либо иначе участвуют в изготовлении шелковых изделий, следует платить по обычной норме ине иначе как деньгами, имеющими хождение в Кельне, а не каким-либо другим товаром. Нарушивший это правило уплачивает штраф в размере стоимости того товара, за производство которого была дана заработная плата.

20. Все лица, принадлежащие к этому цеху, обязаны оказывать повиновение старшинам во время обхода, совершаемого этими последними для осмотра шелка и шелковых заведений. Оказавший сопротивление словом или делом платит рейнский гульден штрафа и тем не менее все-таки должен представить свою работу старшинам для суждения о ней.

21. Если старшины найдут, что работа неправильно исполнена и не является добротным товаром, то они отбирают его и представляют властям. Тот, у кого найдено это изделие, должен сам разрезать его на куски и сверх того уплачивает с каждого лота по 2 шиллинга штрафа.

(Практикум по истории Средних веков. – С.134 – 135)

ПЕТИЦИЯ СТРИГАЛЬЩИКОВ ШЕРСТИ ОБ УСТАНОВЛЕНИИ
ТВЕРДОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ (1350 г.)

Передмэром и олдерменами г. Лондона предстали добрые люди,стригальщики, полноправные горожане этого же города... Они выражают желание, чтобы у них была возможность наниматьслуг и подмастерьев за ту же заработную плату, за которую они обычно нанимали их, а в прежнее время они могли получить работника, который за работу от праздника Рождества и до праздника Пасхи брал 3 пенса в день со своим питанием; и от праздника св. Иоанна до праздника св. Варфоломея[11] 3 пенса со своим питанием; и от праздника св. Варфоломея и до Рождества 4 пенса в сутки со своим питанием, да и то в том случае, когда он был хорошим работником.

Теперь же вышеупомянутые люди не хотят работать иначе, чем с хозяйской одеждой, а затем так небрежно обращаются с нею, что причиняют людям, которым принадлежит одежда, убыток; из-за этого их мастера, ремесленники указанного ремесла, терпят большой убыток и получают меньше, чем они могли бы получать. Посему мастера ремесленники [называются имена] просят, если это будет угодно, приказать, чтобы вышеуказанные люди были наказаны и чтобы им под страхом наказания было предписано работать по старым обычаям, какие были установлены прежде, как для пользы их самих, так и для пользы горожан.

(Практикум по истории Средних веков. – С.134 – 135)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: