О невежестве своем собственном и многих других

Ученый, изучающий природу, знает многое о животных, птицах, рыбах, знает, сколько у льва волос в гриве, сколько перьев в хвосте у ястреба и сколькими витками спрут обвивает потерпевшего кораблекрушение;...как феникс сгорает в благоухающем огне и, сожженный, вновь возрождается;...как охотник заколдовывает с помощью зеркала тигра... Эти вещи в большей части или ложны, что выясняется из многих подобных им случаев, когда они происходят в нашем мире, или достоверно неизвестны авторам, которые их сообщают, но потому что они их не видели, в них охотнее верят и легче измышляют их. И даже если бы эти факты были истинны, они бы ничем не способствовали счастливой жизни; ведь какая польза, спрашиваю я, знать природу зверей и птиц и не знать природы людей, не знать и не стремиться узнать, для чего мы существуем, откуда идем и куда направляемся...

...Те, следовательно, являются истинными моральными философами и полезными учителями в добродетели, первое и последнее стремление которых заключается в том, чтобы сделать добрым своего слушателя и читателя, и которые не только учат, что такое добродетель или порок[93] … но и укореняют в душе стремление и любовь к добрым делам, ненависть к дурным и бегство от них...

...Некоторые не осмеливаются ничего писать сами и, страстно желая писать, становятся толкователями чужих трудов (уподобляясь тем, кто не способен стать архитекторами и делает своим занятием побелку стен); за это они стараются заслужить похвалу, каковой боятся не добиться сами по себе или с помощью других, если не будут хвалить ревностно, неумеренно и всегда преувеличенно своих авторов прежде всего и их книги, т. е. предмет, которым они занимаются.

...Сколько смешного пустословия у философствующих, сколько противоречия и противоположностей! Сколько упрямства и наглости! Какое количество школ и какие различия между ними! Какие настоящие сражения! Сколько двусмысленности в вещах, какая путаница в словах! Как глубоки и недоступны тайники истины! Сколько козней у софистов, загораживающих со всем старанием, словно каким-то терновником, путь к истине, чтобы нельзя было распознать, какая дорога ведет туда прямее всего!

(Практикум по истории Средних веков
для студентов-заочников исторических факультетов. С. 70 – 71.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: