Последний, заключительный этап рассматриваемого речевого жанра предусматривает тщательное осмысление процесса общения. Для этого можно использовать такие вопросы:
1. Что обсуждалось и что должно было дать обсуждение?
2. Показана ли ведущим значимость проблемы?
3. Насколько просто, ясно и кратко формулируются тезис и антитезис?
4. Как удается добиться однозначного семантического понимания терминов, понятий?
5. Каковы организующие речевые действия ведущего в ведении дискуссионного диалога?
6. Как аргументируется тезис?
7. Как опровергается тезис оппонентов?
8. Вопросы каких типов прозвучали?
9. Что общего и различного, в итоге, выявлено в позициях сторон?
10. Соответствует ли сформулированная в начале дискуссии цель полученным результатам (полностью, частично, мало)?
11. Кто самый дипломатичный, самый творческий, самый интеллигентный участник обсуждения?
ЗАДАНИЯ
1. Организуйте ролевую дискуссию на одну из тем:
1) О качествах менеджера надо судить по тому, как хорошо он может организовать большое число людей и насколько эффективно он может добиваться наилучших результатов от каждого из них, сливая их в единое целое (Акко Морита - основатель фирмы «Сони»).
|
|
2) Образование - единственная ценность, не поддающаяся девальвации (М. Тэтчер).
3) Сильнее всех - владеющий собой (Сенека). Участники должны вести себя в соответствии с одной из выбранных ролей:
«Инициатор» - захватывает инициативу с самого начала, отстаивает свою позицию с помощью аргументов и эмоционального начала.
«Спорщик» - встречает в штыки любые выдвинутые предложения и защищает противоположные точки зрения.
«Соглашатель» - выражает свое согласие с любыми мнениями и поддерживает все высказывания, поддакивая говорящему.
«Оригинал» - как правило, не ввязывается в спор, но время от времени выдвигает какие - либо неожиданные предложения.
«Организатор» - стремится к тому, чтобы выступили все участники, задает уточняющие вопросы.
«Молчун» - всячески избегает прямого ответа на вопрос; никто не должен понять, какой точки зрения он придерживается.
«Деструктор» - все время нарушает плавное течение дискуссии (что - то роняет, не вовремя хихикает...)
Выступления должны быть краткими, каждое должно содержать один аргумент.
Наблюдатели решают, какая роль наиболее оптимальна в совместном анализе проблем.
13. ДЕЛОВОЕ СОВЕЩАНИЕ (СОБРАНИЕ)