Ценности, нормы и идеалы как составные части культуры

Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

В современной литературе ценность понимается:
1. как предмет, имеющий какую-либо пользу и удовлетворяет ту или иную потребность человека;
2. как идеал (представление о желаемом);
3. как значимость чего-либо для индивида или социальной группы.

Различают ценности:
1. Витальные (жизнь, здоровье);
2. Социальные (комфортная работа, соц благополучие);
3. политические (свобода, правопорядок);
4. Нравственные (добро, честь);
5. Эстетические (красота);
6. Религиозные (бог);
7. Семейно-родственные (взаимоотнош).

Различают ценности ЦЕЛИ (высшие, абсолютные), Ценности СРЕДСТВА (инструментальны).

Ценности материальной культуры отличаются по сво­им характеристикам от ценностей духовной культуры. Цен­ности, относящиеся к духовной культуре, ближе к ценнос­тям общечеловеческого плана, поэтому они, как правило, не имеют пределов потребления. Шедевры художественной культуры не меняют своей зна­чимости — «Сикстинская мадонна», созданная Рафаэлем, является величайшим произведением искусства не только для эпохи Возрождения, но и для современного челове­чества. Ценности же материальной культуры имеют временные пределы потребления. Производствен­ное оборудование изнашивается, здания ветшают. Кроме этого, материальные ценности могут и «морально устареть». Сохраняя физическую форму, средства производства могут не удовлетворять требованиям современных технологий. Одежда выходит из моды иногда быстрее, чем снашивается.

Ценности духовной культуры очень часто не имеют стоимостного выражения. Невозможно представить себе, что красота, добро и истина могут быть оценены в каких-то твердых единицах. В то же время ценности материальной культуры, как правило, имеют определенную цену. «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать» (А. Пуш­кин).

Назначение ценностей материальной культуры носит яр­ко выраженный утилитарный характер. Ценности духовной культуры, в большинстве своем, не несут практической на­правленности.

Кроме ценностей регулятивную функцию выполняют нормы. Нормы выражают специфику той культуры, в которой они функционируют. Особое значение имеют выделение правовых и моральных норм. Правовые нормы выступают главным образом в виде закона, они контролируются государственной властью, их несоблюдение ведёт за собой конкретной санкции. Моральные нормы опираются на силу общего мнения, убеждения человека в необходимости того или иного поведения, чувство ответственности, долга, совести.

Нормы можно подразделить (запрещающие, побуждающие). Запрещающие нормы во все времена играли заметную роль. С помощью этих норм общество определяло ту сферу деятельности, выход за рамки которой мог угрожать безопасности других людей или обществу в целом. Побуждающие нормы имеют иную силу. Они давали человеку определенную свободу действий. В обществе существует механизм социального контроля за собой принятых в обществе ценностей и норм. Он включает в себя различные санкции (способы реагирования окружающих на поведение чел в виде поощрения или наказания). Различает формальные и неформальные санкции. Неформальные имеют силу морального поощрения или осуждения со стороны общества. Формальные опираются на силу закона, они чётко обозначены, их контролирует государство.

Идеалы культуры должны ощущаться как надличностные, императивные ценности, осознаваемые разумом, нравственно-эстетическим чувством, а не выражать субъективные потребности и практические цели индивида, отдельной группы или нации. В вопросе о культурных идеалах Хейзинг сближается с неокантианством*. В основе его теории лежит доведенная до предельной логической абстракции практическая ориентация, осознание противоречий социального бытия, поиск эстетического регулятора общественного и индивидуального существования, протест против узкого практицизма и утилитаризма, лишающих культуру творческих импульсов и перспектив развития.

* Неокантианство — направление в немецкой философии второй половины XIX - начала XX веков. Неокантианство акцентировало внимание на эпистемологической стороне учения Канта, а также повлияло на формирование концепции этического социализма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: