Тема № 17 Государственный кредит и государственный долг

1. Сущность, формы и методы государственного кредита

2. Международный государственный кредит

3. Государственный долг. Внешний долг

4. Управление государственным долгом

5. Экономические последствия государственного долга

1. Государственный кредит – совокупность кредитных отношений, в которой одной стороной является государство, а кредиторами или заемщиками юридического и физического лица.

Посредством государственного кредита на начало возвратности аккумулируются средства для осуществления государственных расходов.

Роль государственного кредита сводится его возможностям в мобилизации временно свободных средств населения, предприятий, организаций и направления их на финансирование первоочередных нужд государства

Государственный кредит различаются по видам:

1) внутренний

2) внешний

3) условный

Во внутренним кредитом гос-кредитные отношение возникают между правовым, местными органами власти, организациями и населением данной страны с разносторонних позиций, как заемщиков, так и кредиторов

В международном кредите в отношения вступают правительства, местные органы власти с одной стороны и правительства, банки, компании др. государств, а также международные финансовые, банковские организации с другой…

Условный государственный кредит представляется как обязательство правительства по гарантиям, выданным кредитором других стран взаймы, полученными отечественными заемщиками: предприятиями, организациями, фирмами, местными органами власти…

Основной формой государственного кредита, государственные займы, представляющие собой кредитные отношения, в котором государство уступает главным образом в качестве должника. Займы различаются по срокам погашения, месту, способам размещения, валюте займа и ее видам доходности

По срокам погашения различаются займы:

1) кратковременные (до 1 года)

2) среднесрочные (от 1 до 3 лет)

3) долгосрочные (свыше 5 лет)

По месту размещения займы подразделяются на:

1) внутренние

2) внешние

Облигации внутренних займов могут покупать иностранные граждане и общества.

По способам размещения различаются займы:

1) свободнообращающиеся

2) размещаемые по подписке

3) принудительные

Государственные займы выпускаются, как правило, в денежной форме, но при необходимости могут иметь натуральную форму.

В зависимости от эмитента займы разделяются на:

1) займы центрального правительства

2) займы местных органов власти (муниципальные займы)

По видам доходности займы могут быть:

1) процентными, когда заимодержатели получают ежегодно равными долями твердый доход по утвержденной ставке

2) выигрышными или лотерейными (доход выплачивается при выходе облигаций, тираж погашения или тираж выигрыша)

Для покрытия краткосрочных потребностей в денежных ресурсах при финансировании из бюджета, предусмотренных мероприятием при поступлении или недостатками поступлений доходов. Используется такая форма кредита, как казначейские обязательства (ГКО)

ГКО выпускается в безбумажной (дематериальной) форме, сроками на 3,6,9,12 месяцев юридическими лицами, коммерческих банков, предприятий, фирм

Формой государственного кредита являются обращение части остатка по вкладам населения в государственных банках на формирование ссудного фонда, для финансирования государственных расходов.

Следующая форма государственного кредита - привлечение средств центрального пенсионного банка страны. Данная форма сопровождается инфляционным обесцениванием денежной массы в обращении. Даже если такое заимствование осуществляется на коммерческих началах, т.е. с учетом действующей нормы ссудного %, это связано со значительным разовым влиянием денег в экономики.

Бюджетным кодексом РК предусмотрены следующие виды и формы гос. Займов:

1) по отношению к заёмщику:

- займы правительства РК

- займы нац. банка РК

-Займы местных исполнительных органов РК

2) По рынкам ссудного капитала:

-внешние госзаймы

-внутренние госзаймы

3) по форме заимствования:

-выпуск гос. ценных эмиссионных бумаг (краткосрочные со сроком обращения до 1 года4 среднесрочные – от 1-10 лет)

-заключение договоров о займах

2) Международный кредит – займы, предоставляемые госбанками, а также другими физ. и юр. лицами одних стран банкам и иным физ. и юр. лицам других стран.

Международный гос. Кредит представляет собой движение матер. рес-сов стран в сфере международных экономических отношений, предоставляемых в товарно-денежных формах во временное пользование за определённую плату %, на условиях возвратности.

Субъектами кредита выступают страны в лице гос. Уполномоченных органов.

Формами международного кредита являются:

1. Внешние займы, при которых имеет место передача займодателем заемщику обусловленной суммы денежных средств на срок, по истечении которого заемщик обязуется возвратить кредитору с процентами взятую сумму.

2. Официальная помощь развитию, предоставляется с целью поддержки экономического развития зарубежными организациями. Цель предоставления помощи носят коммерческий характер в отличии от займов, то есть кредиторы не стремятся максимизировать свою прибыль, а финансируют те сферы, которые могут обеспечить структурные преобразования и экономический рост страны.

3. Экспортных или «связанных кредитов» предоставление таких кредитов связано с поставками в страну-заемщик конкретных товаров, под закупку которых предоставляется кредит. Обычно связанные кредиты предоставляются на льготных условиях, что вызывается необходимостью продвижение товаров с недостаточным спросом в собственной стране на рынки других стран.

4. Компенсационных соглашений – вид внешенеторговых соглашений, при которых покупатель товара оплачивает стоимость поставками других товаров.

3) Госдолг - сумма задолженности по выпущенным и непогашенным гос займам.

Виды госдолга:

1. Внешний

2. Внутренний

3. Капитальный

4. Текущий

Капитальный долг - представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам.

Текущий долг - расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по их погашению, срок оплаты которых наступил.

Гос долг вызван использованием госзаймов в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов для расширенного воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей. Гос долг погашается государством за счет средств госбюджета.

Внешний госдолг – сумма финансовых обязательств страны по отношению к иностранным кредиторам на определенную дату, подлежащая погашению в установленные сроки. Наличие внешнего долга у страны является нормальной мировой практикой.

Гарантированный государством долг – сумма полученных и не погашенных- на определенную дату негосударственных займов, имеющих государственную гарантию РК.

Государственная гарантия РК – обязательство правительства РК перед заимодателем полностью или частично погасить задолженность в случаи неуплаты заемщиком-резидентом РК причитающийся с него суммы в установленный срок.

Управление госдолгом – называется деятельность государства в лице уполномоченных им органов по обеспечению рационального и эффективного заимствования и оптимизации стоимости обслуживания госкредита, оно осуществляется в целях избежание макроэкономических трудностей и проблем платежного баланса в будущем.

Управление госдолгом включает в себя:

1. ежегодную оценку состояния и прогноза на предстоящий среднесрочный период государственного и гарантированного государством заимствования, в соответствии с которыми устанавливается объемы погашения и обслуживания;

2. определение центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию лимита правительственного долга и лимита предоставления госгарантий, утверждаемых в законе о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год;

3. определение центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета объемов, форм и условий заимствования правительством РК, объемов погашения и обслуживания правительственного долга;

4. подготовку и реализацию мероприятий по оптимизации структуры долга, в том числе по досрочному погашению долга.

Методы управления госдолгом:

· Рефинансирование

· Конверсия

· Консолидация – изменение первоначальных условий займа по срокам с их продлением или сокращением.

· Унификация – означает объединение нескольких займов в один, что упрощает управление госдолгом.

· Обмен облигаций по регресс. соотношению

· Отсрочка погашения займа

· Аннулирование госзайма

Рефинансирование – означает погашение имеющийся госзадолженности за счет выпуска нового займа. При этом облигации нового займа выдаются в замен, ранее выпущенных в одинаковом стоимостном соотношении без учета курсовой разницы.

Конверсия – изменение условий ранее выпущенного займа по доходности, как в меньшую сторону, так и в большую.

Консолидация – изменение первоначальных условий займа по срокам с их продлением или сокращением.

Унификация – означает объединение нескольких займов в один, что упрощает управление госдолгом.

Обмен облигаций по регресс. соотношению –проводится в случае дефляции нац. Денежных единиц, и гос-ву невыгодно рассчитываться по займам и «более дорогими деньгами», чем они были при выпуске займа

Отсрочка погашения займа применяется при значительной госзадолженности и фин. затруднениями. Правительство объявляет о перенесении срока выплаты.

Аннулирование госзайма происходит при смене политического режима в стране и непризнания нового правительства выполнять прежние обязательства по причинам их неправомерности. Отказ может быть следствием банкротства гос-ва.

4) Государственный долг в больших объемах не приводит к банкротству государства, так как могут применяться следующие действия правительства:

  1. Рефинансирование. Правительство не сокращает расходы и не повышает налоги, чтобы получить средства для погашения облигаций, срок выплат по которым наступил. Оно рефинансирует свой долг, то есть продает новые облигации и использует выручку для выплаты держателям погашаемых облигаций.
  2. Налогообложение. При финансовых крахах частные хозяйства и корпорации не могут получать доходы за счет сбора налогов, а правительство может, таким образом, частные корпорации могут обанкротиться, а правительство нет.
  3. Создание денег. Правительство имеет возможность печатать деньги, которыми может заплатить за основную сумму долга и проценты, но это будет иметь инфляционный эффект.

Но такие действия правительства вызову негативные последствия:

1) Увеличение неравенства доходов. Имеются разные группы населения по величине доходов. И поскольку, налоговая система может быть незначительно прогрессивной, она не выберет излишние доходы в результате перераспределения %- доходов от обладания облигацией.

2) %-ные платежи требуют увеличения налогообложения, что стимулы к инновациям, инвестициям, работе, что подорвёт экономический рост. Отношение %-ных платежей по долгу показателей – тот уровень налогообложения, кот. необходим для выплаты % по долгу.

3) Действие эффекта вытеснения. Если экономика функционирует ри полной занятости и бюджет сбалансирован. Если правительство увеличивает расходы, то по кривой производственных возможностей, то эк-ка сместится вдоль кривой в направлении осн. Правительственных товаров и будет менее доступны частные товары.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: