Главная проблема теологии как науки

Определение понятия теология. Главная проблема теологии как науки.

Термин «богословие» (по греч. qeologia – составное слово, состоящее из двух слов: qeos – Бог и logos – слово) был заимствован христианами у древних греков, называвших богословом того, кто учил о богах. В христианском восприятии термин «богословие» может быть осмыслен двояким образом. Во-первых, как слово Бога о Самом Себе.

Богословие в строгом смысле – как слово о Боге – стало возможным лишь после сошествия на землю Сына Божия, Который открыл нам истинное учение о Боге. По мысли святителя Григория Паламы, Бог ради нас не только воплотился, но и стал богословом[7]. Это слово Бога о Себе и о сотворенном Им мире составляет содержание Божественного Откровения.

Главная проблема теологии как науки.

В Новое время теоретический статус теологии была поставлен под сомнение. Это сомнение, которое до сего дня определяет обсуждение проблематики теоретического статуса теологии, вытекало из постулата о безграничной автономии и мощи разума. Этот постулат исключает знание, принципы которого связаны с авторитетом, не подлежащим вопрошанию и сомнению.

То обстоятельство, что опора на авторитет откровения составляет специфическое отличие теологии от мирских наук, аргументирующих исходя из очевидных принципов разума, отчетливо осознавалось и в зрелое средневековье. Однако тогда это не ставило под сомнение ее теоретический статус. Этот научный статус вызвал принципиальные сомнения, когда появилась мысль о том, что подлинной теорией (наукой) может быть лишь такая, которая не опирается на какие-либо предзаданные авторитеты. Предполагается, что не только логика аргументации на основе тех или иных принципов, но и само принятие этих принципов должно быть поставлено под контроль разума. В этом заключается природа науки как науки. Тем самым обоснование научности теологии оказалось увязанным с вопросом о том, может ли у нее быть обоснование, свободное от авторитета, опирающееся

лишь на правильно понимающий себя разум.

Опасность исключения теологии из списка научных дисциплин. После того как советская идеология перестала быть доминирующей в отечественном образовании, необходимость его существенной реформы была очевидной. Никакой альтернативы советскому гуманитарному, социальному или экономическому образованию тогда не было. Первые попытки что то изменить оказались очень робкими и не всегда удачными. теология, как специальная область научного знания, по нескольким причинам оказалась в этом ряду в самом сложном положении. Во-первых, потому что в советскую эпоху она была не просто уничтожена, а заменена «теологией навыворот» —
«научным» атеизмом. Во-вторых, потому что теология, как научная область, имеет свою исключительную специфику — особенную связь с Церковью. Поразительно вот что: с самого начала реформ было очевидно, что теология
должна войти в систему государственной науки и образования. Еще когда были утверждены самые первые стандарты высшего образования, среди них без всякой инициативы со стороны Церкви оказался стандарт по теологии. При этом, однако, с самого начала проблема государственного признания теологии находила множество критиков. При каждом новом витке образовательной реформы обязательно предпринимается попытка устранить теологию из общего научно-образовательного поля. Все эти двадцать лет ПСТГУ бьет тревогу и пытается настойчиво объяснить своим оппонентам одну простую вещь: пока не будет выстроена теология как полноценная научная область со всеми присущими ей инструментами и институтами формальными и неформальными, мы ни на шаг не сдвинемся от тупиковой советской идеологической модели в отношениях Церкви, государства и общества. Все мы знаем, что наука — это не просто некая роскошь, позволяющая кучке заинтересованных чудаков заниматься экстравагантными вещами за счет государства и общества. Настоящая наука — это принципиально важный инструмент осмысления важнейших и актуальнейших вопросов бытия. Среди этих вопросов один из самых болезненных и непонятных — это вопрос о взаимоотношениях Церкви, государства и общества. Он вдвойне сложный ввиду ситуации реального религиозного и мировоззренческого плюрализма современной западноевропейской цивилизации. вместо того чтобы устроить серьезное научное обсуждение проблемы, ее пытаются просто замолчать, вовсе убрав неудобную теологию из общего научного поля или присоединив ее к философии, т. е. оставив только ее наименее неудобную философскую составляющую.

Человеку, воспитанному в такой постсоветской традиции, очень трудно понять, что такое теология и зачем она. Аргументов против теологии много, но можно выделить два основных*. Первый аргумент связан с принципиальным отрицанием научного статуса теологии. Второй аргумент в значительной мере связан с советским прошлым. В обществе еще слишком сильна память о тоталитарной советской идеологии, и сохраняется постоянное опасение, что теология превратится … в «научный» атеизм,— только навыворот. Отсюда боязнь, что преподавание теологии нарушит принцип светскости государства и общества. К сожалению, оппоненты, выдвигающие этот тезис, не понимают простой вещи: превращение теологии в некоего оборотня научного атеизма — это ровно то, чего больше всего опасаются и против чего единым фронтом борются в первую очередь сами богословы. Более того, только они на это и способны. Не будет развитой системы теологической науки и образования (причем не только христианской теологии) — и псевдоправославное мракобесие, которое всегда идеологично и тоталитарно по своей природе, вполне может стать реальностью, опасной и для государства, и для общества. Внутренние проблемы церковной жизни решать может только Церковь, для этого ей нужен инструмент самоосмысления, в том числе и научного, которым как раз и является теология. Тем более этот инструмент самоосмысления Церкви нужен государству и обществу, потому что только на этом языке и могут плодотворно обсуждаться все те проблемы церковно-общественных отношений, которые пока такого обсуждения не получают. Присутствие теологии в научно-образовательном пространстве дает ощутить множественность мировоззренческих подходов, на которых это пространство построено. В современном сложном и меняющемся мире иметь это представление принципиально важно. Кроме того, есть и очевидная культурно-историческая значимость православной теологии, без которой ни о каком понимании русской культуры не может быть и речи.

Вопрос познаваемости Бога. Источник богопознания. Специфика предмета теологии. Диалогичность богословия. Формы и способы фиксации и передачи откровения. Необходимые факторы богопознания.

Имеются два главных источника познания Бога - Божественное Откровение и творение, т.е. видимый мир. Первый источник познания Бога раскрывает духовную сущность, свойства и совершенства Божии, Его святую волю по отношению к человеку, план Божественного домостроительства нашего спасения. Божественное Откровение содержится в Священном Писании и в устном церковном предании.

Главное условие богопознания заключается не в напряжении мысли и рассудка, не в философских способностях человека, а в евангельской нравственности, чистоте сердца, возвышенной духовности, святости жизни. Вечная Истина - Христос Бог сказал: "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят" (Матф. 5, 8). Человек, погрязший в грехе, не может пребывать в общении с бесконечно Святым Богом и познавать Его.

Первый шаг на пути познания Бога - признание верой Его существования. Такова воля Божия. Тому, кто ее исполнит. Господь открывает дальнейшие глубины богопознания (при условии, что жизнь человека будет богоугодной).

Второй источник познания Бога - Его творение - свидетельствует о величии и премудрости Божией. Человек изумляется красоте, сложности, многообразию окружающего мира.

Как величественны океаны, горы, леса, поля! Немыслимо описать красоту небесной синевы. Неповторимая прелесть есть в рождении каждого нового дня и в его закате. В разные времена года природа по - своему прекрасна. Нельзя без светлого душевного трепета взирать на величайшее чудо жизни, открывающееся в растительном и животном мирах. У каждого растения, у каждого животного свои удивительные секреты, свои особенности строения и жизни. Например, в крохотном семечке тополя сконцентрирован запас невидимой энергии, достаточной для вырастания гигантского дерева. В любом семени заложена сложная программа, в которой неизвестным для нас кодом зашифрованы ствол или стебель, крона, форма и размер листьев, аромат цветов, вкус плодов, механизм самовоспроизводства и все другие свойства будущего растения. Каждый зеленый лист - это сложнейшая фабрика, производящая органические вещества из неорганических (углекислого газа и воды) и вырабатывающая кислород. По своей технологии зеленые фабрики во много раз совершеннее любого химического завода. Каждое растение - это живой насос, который, преодолевая силу земного притяжения, поднимает воду снизу вверх по стеблю травянистого растения или по стволу дерева к почкам, листьям, цветкам, плодам.

Или еще. Несколько разных цветов растут рядом, питаются от одной земли, но имеют каждый свои неповторимые краски и ароматы. Много более удивительного содержит в себе животный мир. Взирая на его представителей хотя бы только с внешней стороны, приходишь в восторг от изящных форм их тела, богатейших переливов их красок. Так, крыло бабочки настолько великолепно раскрашено, что с подобной задачей не справится ни один художник. У многих птиц перья переливаются - несказанно прекрасными цветами. Отдельные виды птиц - искусные певцы. Птичьи мелодии можно слушать круглый год, днем и ночью. Никогда не надоест звонкая песнь соловья, курлыканье журавлей, неугомонный крик чаек, кукование кукушки.

Многие животные умеют отыскивать необходимые для них целебные растения. Есть животные, заранее точно предугадывающие погоду. К примеру, муравьи перед дождем закрывают входы в свое жилье. Если зима ожидается не суровой, эти насекомые остаются вблизи поверхности почвы, перед холодной же зимой они располагаются глубже в земле. Заблаговременно до наступления шторма дельфины узнают о предстоящей стихии и заплывают за скалы.

Люди год от года все больше и глубже познают себя с помощью науки биологии. И едва ли когда-нибудь исчерпаются наши познания в этой области. Тело человека - потрясающе сложная система. Но это лишь оболочка человека, как бы его скорлупа, или то же, что надводная часть айсберга. Высшая же ценность человека уходит очень далеко в область его внутреннего мира. Совесть, разум, речь, память, воля, воображение, эмоции - все это возвышает человека до личности. Как личность человек стоит неизмеримо выше своей телесной организации.

Верующий человек повсюду в мироздании видит проявление Божественного Разума. Более того, он верует, что все создано Всемогущим Богом, Который непрестанно промышляет о Своем творении.

Искание, познание Бога ведется двумя путями. Один из них, внешний, - это путь разума, религиозно - философских исканий. Другой путь - внутренний, путь веры, сердечного, молитвенного искания Бога.

Диалогичность (текст, речь, в основу которых положен диалог.

Передача Откровения на протяжении истории осуществлялась через * Предание — как устно, так и письменно. Понятие «предание» подразумевает преемственную передачу из поколения в поколение какого-либо знания или учения. Для ранней Церкви характерно очень широкое понимание Священного Предания. Апостол Павел объединяет в этом понятии все вероучение, которое он передал верующим устно или письменно: «Итак, братья, стойте и держите предания, которыми вы были научены или чрез слово, или чрез послание наше». В историческом плане Священное Предание предшествовало Священному Писанию, т.к. до пророка Моисея не существовало Писания Ветхого Завета, и Спаситель учил Апостолов и народ не писанием, а проповедью и примером. Апостолы вначале также учили устно. Записанное Откровение (или Предание) позднее было собрано в канон Священного Писания. Кроме того, Предание многообразно отобразилось и воплотилось в Деяниях Вселенских и Поместных Соборов, в Житиях и Творениях святых отцов, в канонических постановлениях, в литургическом творчестве, в иконографии и в благочестивых обычаях. Митрополит Московский Филарет (Дроздов) дает следующее определение Священному Преданию: «Священное Предание – не только видимая и словесная передача учений, правил, постановлений Соборов, обрядов, но также и невидимое и действенное сообщение благодати и освящения»[66].

Человек сотворен для богообщения и богопознания. Апостол возвещает, что Бог от одной крови... произвел весь род человеческий... дабы они (люди) искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем, и движемся, и существуем...

Имеются два различных образа богопознания: естественный и сверхъестественный. Преподобный Феодор дает им следующее определение: «Из здешних наземных познаний одно бывает по естеству, а другое сверх естества. Что есть это второе, явно будет из первого. Знанием естественным называем мы то, которое душа может получить через исследование и взыскание, естественными пользуясь способами и силами, о творении и Виновнике творения, разумеется, сколько это доступно для связанной с веществом души. Стремление к Богу вложено в человеческое естество. Еще Тертуллиан говорил, что «душа по природе христианка».

Через исследование человеческой истории кроме двух вышеуказанных путей естественного богопознания, т. е. космологического умозаключения и самопознания, можно указать еще на один путь — путь изучения человеческой истории. И в истории человечества в целом, и в истории отдельных народов и государств можно обнаружить свидетельства о существовании Божественного Промысла, управляющего историческим процессом. Священное Писание как Ветхого, так и Нового Завета возвещает о том, что Бог открывает Себя людям не только в природе, но и в человеческой истории. Сама естественная история человечества является тем пространством, внутри которого осуществляется священная история спасения человечества.

При всей своей значимости познание Бога на основании естественного Откровения представляет собой лишь начальный и весьма ограниченный способ богопознания. Оно может привести человека только к самым общим и неопределенным представлениям о Боге как о Творце и Промыслителе вселенной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: