Понимание информации протекает успешнее, если информация предъявляется педагогом в четкой логической последовательности, теоретические положения иллюстрируются конкретными примерами, схемами и др. наглядностью, излагается учебный материал на доступном уровне с учетом имеющихся знаний и уровня развития мышления учеников. А в случае затруднений понимания специально обращать внимание на наиболее важные положения, важно показать на какую часть таблицы, диаграммы, графика нужно смотреть, и что именно надо увидеть, чтобы не возникло смысловых барьеров. Необходимо полностью использовать возможности устной речи, как средства управления вниманием и восприятием. Громкость, выразительность, эмоциональность, паузы, интонация являются сильными ориентирами для слушателя в содержательной стороне сообщения.
Понимать – значит, суметь воспроизвести, выполнить. Этот критерий понимания не исчерпывает всей сложности проблемы. Можно нечто знать, но не понимать. Понимание соотнесено с сознанием. Понимать нечто – значит, осознать это на себе.