Типичные причины школьной неуспеваемости

Успеваемость – это качественная характеристика результатов освоения учебной программы.

С точки зрения Ю.З. Гильбуха, можно выделить следующие причины неуспеваемости: педагогические; нейрофизиологические; психологические.

Первые, т.е. педагогические, также подразделяются на две группы: связанные с поведением педагогов и родителей; вызванные поведением самих учащихся.

Неуспеваемость, причины которой кроются в деятельности учителя, вызвана отсутствием дифференцированного подхода к детям, незнанием и непониманием их, неумением их стимулировать и использовать нужные для активизации методы обучения, незнание возрастных особенностей. Так, из многообразия особенностей личности подростка можно выделит четыре наиболее существенных в аспекте причин неуспеваемости:

1. Стремление младшего подростка к взрослости, которое проявляется в критичности по отношению к старшим, учителям и др., что при неумении учесть эту особенность ведет к конфликтам, непослушанию, грубости, упрямству и пр.;

2. Неустойчивость круга интересов, разбросанность их, которая нередко отвлекает подростков от учебной деятельности;

3. Подчеркнутое стремление к дружеским связям со сверстниками, интерес к противоположному полу, повышенная эмоциональность;

4. Переоценка своих возможностей. Эта особенность проявляется в том, что ученик малейшую недооценку своих успехов учителем воспринимает как предвзятость подхода к нему, которая вызывает психологическую напряженность, внутренний протест, переносимый нередко на отношение к учению.

Причины, касающиеся родителей, - отсутствие с их стороны любви к своим детям, недостаток заботы о них.

Имеющие же отношение к самим детям причины – это неинтенсивность и неэффективность учебной деятельности, т. е. низкие навыки учебной деятельности, слабая мотивация и нежелание чем-либо заниматься с усердием, что приводит к пропускам занятий и как следствие, к большим пробелам в знаниях по программе предыдущих классов, отрицательное отношение к учению. Психологические причины неуспеваемости, с т.зр. З.Гильбуха, недостаточное развитие эмоционально – волевой сферы, в т.ч., низкий уровень волевой воспитанности, пробелы в развитии познавательных процессов, неразвитость мотивации, плохая сформированность способов учебно-познавательной деятельности.

К нейрофизиологическим причинам неуспеваемости относятся функциональная слабость высшей нервной деятельности, малая мозговая дисфункция, нарушение слуха, речи и зрения.

Тенденция большей неуспеваемости мальчиков по сравнению с девочками достаточно устойчива. Отличия в проявлении отдельных причин неуспеваемости у мальчиков и девочек состоят в следующем.

Слабое здоровье как причина неуспеваемости у мальчиков выступает в 2 раза реже, чем у девочек. Среди причин неуспеваемости у мальчиков доминируют пробелы в навыках учебной деятельности, организованности, отрицательное отношение к учению, низкий уровень воспитанности.

Можно выделить следующие группы неуспевающих школьников:

* педагогически или социально запущенные дети

для этой группы характерны недостаточная мотивация учения, интеллектуальная пассивность. Такие школьники недобросовестны, небрежны. Чтобы они успевали, необходимо сначала окружить их элементарной заботой и создать им условия для выполнения уроков, а затем развивать мотивацию их учебной деятельности, повышая статус в классе, укрепляя позицию школьника и положительное отношение к учению.

*ослабленные дети, которые в результате болезни быстро устают, теряют работоспособность и устойчивость внимания.

*дети с несформированными умственными навыками, операциями, недостатками в развитии высших психических функций ( общим недоразвитием речи, наглядно – действенным и конкретным мышлением, его ригидностью и пр.). Эти школьники способны выполнять задания только способами, сложившимися у них ранее. Они долго вникают в условия задач, медленно решают, первое найденное решение считают окончательным. Бывает, и наоборот: стремятся быстрее все выполнить, но кое-как, не проверяя, верно ли все сделано, неаккуратно и небрежно. Часто эти дети несамостоятельны.

Таким образом, неуспеваемость - это отставание в учении, при котором школьник не может овладеть за отведенное время знаниями, предусмотренными учебной программой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow