МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Тольяттинский Государственный Университет
Кафедра “ Промышленное и гражданское строительство ”
Расчётная работа №1
По дисциплине «Механизация строительного производства»
Методическое руководство по выполнению работы
Тольятти, 2007
Тема: «Определение основных параметров резьбовых деталей. Расчёт резьбовых соединений»
Цель работы: Изучение студентами резьбовых деталей, их соединений, приобретение навыков определения параметров резьбы по справочной литературе и расчёта резьбовых соединений на прочность.
Информация о резьбах и резьбовых соединениях деталей машин
Резьбой называется винтовая нарезка на стержне или в отверстии детали, которая представляет собой поверхность, образованную винтовым движением.
Резьбовым соединением называется разъемное соединение, собираемое с помощью резьбовых крепежных деталей – болтов, винтов, шпилек, гаек или резьбы, непосредственно нанесенной на соединяемые детали.
Резьбовые соединения имеют широкое применение в машиностроении, строительных конструкциях, санитарно-техническом производстве трубных заготовок. Это обусловлено следующими причинами:
– простотой изготовления резьбовых деталей благодаря полной стандартизации резьб;
– большим разнообразием резьбовых деталей, позволяющим выполнить соединение деталей с практически любыми свойствами;
– возможностью фиксирования соединения в любом положении вследствие самоторможения резьбы;
– лёгкостью сборки, разборки и уплотнения соединения деталей.
Основными параметрами резьбы являются:
Профиль резьбы – контур витка резьбы в сечении плоскостью, проходящей через ось резьбовой детали.
Шаг резьбы –расстояние между двумя одноимёнными элементами смежных витков, измеренное вдоль оси резьбы; обозначается согласно ГОСТ буквой Р.
Ход резьбы () – относительное осевое перемещение винта (гайки) за один оборот:
,
где z – число заходов резьбы.
Диаметр резьбы: наружный (d), внутренний (), средний ().
Угол профиля резьбы – угол между боковыми сторонами профиля ().
Угол подъема резьбы ().