Регулирования. Естественная монополия существует тогда, когда экономия от масштаба позволяет одному предприятию удовлетворить весь рыночный спрос без (до) того

Естественная монополия существует тогда, когда экономия от масштаба позволяет одному предприятию удовлетворить весь рыночный спрос без (до) того, чтобы (как) отдача от масштаба стала снижаться. Такого типа монополию называют естественной потому, что в этом случае входные барьеры основаны на особенностях технологии, отражающих естественные законы природы, а не на правах собственности или правительственных лицензиях. Принудительное рассредоточение производства на нескольких предприятиях в этом случае привело бы к росту затрат98. В качестве примера можно привести такие отрасли, как электроснабжение, водоснабжение, газоснабжение, телефонная связь, железнодорожный, трубопроводный транспорт и т. п.

Для естественной монополии характерны также высокие первоначальные капитальные вложения, высокие постоянные издержки. Однако, осуществив первоначальные вложения капитала, фирма далее может наращивать производство товара при незначительных дополнительных затратах, из этого следует, что у естественной монополии крайне низкие предельные издержки (рис. 54)99.

Рис. 54. Естественная монополия и регулирование цен

На рис. 54 экономические условия, приводящие к естественной монополии, изображены при помощи кривых спроса (D), предельного дохода (MR), средних долгосрочных издержек (LAC) и долгосрочных предельных издержек (LMC). В отсутствие какой-либо регулирующей активности естественная монополия максимизирует прибыль, производя объем Qm при цене Рт. В этих условиях естественная монополия получит монопольную прибыль объемом, равным площади прямоугольника РmВСА.

Пусть общество посчитало, что выпуск Qm «слишком мал», а цена Рт «слишком высока». Допустим, государство решило установить цену и выпуск на уровне Р1 и Q1 т.е. в соответствии с условием LMC = D (рис. 54). Однако государство не может установить цены на таком уровне, поскольку фирма просто закроет производство. При Р = МС ни при каком уровне производства фирма не получит дохода, достаточного для покрытия совокупных издержек100. В этом случае монополист будет нести убытки, равные площади прямоугольника EFGP1. Фирма уйдет из отрасли, если не будет получать соответствующие субсидии (опять же за счет налогоплательщиков).

Более практичным решением является установление цены на уровне Р2 (LAC = D). При этой цене объем выпуска фирмы равен Q2 (рис. 54). В этих условиях монополист будет получать нормальную (нулевую экономическую) прибыль. Необходимость в субсидиях отпадет.

Если установленная административная цена базируется на предельных или средних издержках, результатом может быть увеличение объема выпуска, вызванное установлением ценового потолка. Этот эффект совершенно противоположен тому, что имеет место при свободной конкуренции. Это объясняется следующим образом. Ценовой контроль делает линию спроса (D) пологой, а значит, и линия предельного дохода (MR) также становится более пологой. Поэтому величина оптимального выпуска монополиста (Qm) как результат пересечения линий МС и MR стремится вправо - что и приводит к стремлению монополиста расширять производство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: