Факторы и показатели монопольной власти

Фирма обладает монопольной властью тогда, когда она имеет возможность воздействовать на цену своего товара, изменяя количество, которое она готова продать. Степень монопольной власти определяется следующими факторами:

· чем выше эластичность спроса, тем меньше монопольная власть;

· чем больше фирм на рынке, тем меньше монопольная власть;

· на монопольную власть влияет характер взаимодействия фирм. Фирмы могут прибегать к сговорам о ценах, о квотах продаж, о местах продаж и т. д.

Для установления уровня монопольной власти широко используются следующие показатели: норма экономической прибыли (коэф. Дж. Бэйна), коэффициент А. Лернера, коэффициент Тобина (q Тобина), коэффициент Папандреу, индекс Херфиндаля-Хиршмана.

Коэффициент (индекс) Дж. Бейна - (В) показывает экономическую прибыль, полученную на один доллар собственного инвестированного капитала:

В = (Па – Пн)/К,

где Па - бухгалтерская прибыль; Пн - нормальная прибыль; К - собственный инвестированный капитал.

Если фирма действует на конкурентном рынке, то норма экономической прибыли будет нулевой (одинаковой) для различных видов активов. Чем больше монопольная власть, тем выше В.

Индекс А. Лернера. В 1934 г. А. Лернер предложил другой индекс, определяющий монопольную власть:

где IL - индекс монопольной власти Лернера; Рт - монопольная цена; МС - предельные издержки; Ed - ценовая эластичность спроса.

При совершенной конкуренции цена равна предельным издержкам и индекс Лернера равен нулю. Чем ближе индекс к единице, тем большей монопольной властью обладает фирма107.

Коэффициент Тобина (q Тобина) - рассчитывается как отношение рыночной стоимости фирмы к восстановительной стоимости ее активов:

q = P / C,

где P - рыночная стоимость активов фирмы (обычно определяется по курсу акций); С - восстановительная стоимость активов фирмы, равная сумме расходов, необходимых для приобретения активов фирмы по текущим ценам.

Для фирмы, которая в будущем ожидает получить экономическую прибыль, коэффициент Тобина будет выше единицы. Если этот показатель равен единице или чуть меньше нее, то фирма занимает стабильное положение на рынке, постоянно получая бухгалтерскую прибыль. Коэффициент Тобина, близкий нулю, свидетельствует о приближающемся банкротстве.

Коэффициент (индекс) Папандреу. В 1949 г. Папандреу предложил так называемый коэффициент проникновения, показывающий, на сколько процентов изменится объем продаж фирмы при изменении цены конкурента на один процент:

IP = λj * Δ Qdi * Pj,

где Qdi - объем спроса на товар фирмы, обладающей монопольной властью; Pj - цена конкурента; λj - коэффициент ограниченности мощности конкурентов, измеряемый как отношение потенциального увеличения выпуска к росту объема спроса на их товар, вызванного понижением цены (изменяется от нуля до единицы). Чем ниже любой из сомножителей, тем выше монопольная власть фирмы.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана - показатель концентрации на отраслевом рынке, или, иначе говоря, распределения «рыночной власти» между всеми участниками рынка:

где S1 - удельный вес самой крупной фирмы; S2 - удельный вес следующей по величине фирмы; Sn - удельный вес наименьшей фирмы.

Значение IНН равно 10 000, если в отрасли действует только одна фирма, поскольку S 1 = 100%. Если в отрасли 100 одинаковых фирм, то S1 = 1%, а 1НН = 100.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: