Роль экологического образования и воспитания

Воспитание и образование молодежи — приоритетное направление развития любого общества вне зависимости от политического устройства и экономических формаций. Назревший еще на пороге третьего тысячелетия глобальный экологический кризис современной технологической цивилизации вынуждает человечество создать систему непрерывного экологического воспитания и образования, результатом которых являлось бы формирование экологического мышления — способности оценивать результаты своей деятельности с точки зрения воздействия на Природу. При этом должно оцениваться не только каждое непосредственное (сиюминутное) воздействие, но и их отдаленные последствия, сказывающиеся на последующих поколениях.

  1. Экологическое образование молодежи должно начинаться в семье, продолжаться в детских учреждениях (детских садах и т. п.), школах и вузах. Красивые игрушки и книжки по экологии, личный пример родителей, экологические мультфильмы, предмет «Экология» в школе, экологические лицеи, студенческие экологические конференции и симпозиумы, наконец, обязательный предмет «Экология» в высшем учебном заведении, — вот звенья цепочки, формирующие экологически ответственного человека. В вузах должны подготавливаться экологи-педагоги, специалисты, занимающиеся различными разделами этой науки.
  2. Об особой роли и значении экологического воспитания, образования, а также научных исследований в нашей стране свидетельствуют разделы XII и XIII Федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране ОС», где, в частности, отдельной статьей (ст. 73) оговаривается необходимость экологической подготовки «руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду».
  3. В соответствии с современной Экологической доктриной РК экологическое воспитание, образование и просвещение признаны одним из средств реализации государственной экологической политики нашей страны.
  4. Руководствуясь современными знаниями о науке и технике, экокультура должна способствовать гармоничному существованию антропогенных и природных экосистем.
  5. Участие Казахстана в международном природоохранном сотрудничестве является составным элементом его политики в области охраны окружающей среды. Активное участие Казахстана в работе по международным программам, проектам и конвенциям способствует, с одной стороны, включению страны в общемировой процесс экологической деятельности, а с другой стороны – Казахстан становится равноправным членом мирового сообщества и имеет право на получение технической и финансовой помощи развитых стран.

Список литературы

1. Дрейер, О. К Экология и устойчивое развитие. учеб. пособие - М: Изд-во УРАО, 1997. - 224 с. 250 тг.

  1. Владимиров А.М., Ляхин Ю.И., Матвеев Л.Т., Орлов В.Г. Охрана окружающей среды.-Л.,1991 г.
  2. Материалы международной научно-практической конференции "Проблемы гидрометеорологии и экологии": сборник / М-во природных ресурсов и охраны окружающей среды РК. - Алматы: КазНИИМОСК, 2001. - 400 с. - 100-00 тг.
  3. Алишева К.А. Экология.: Учебник. – Алматы:НАS,2006.- 304 с.

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

  1. Экология как теоретическая база охраны природы и рационального природопользования.
  2. Основные среды жизни и их характеристики.
  3. Популяция как форма существования вида и ее основные критерии.
  4. Круговорот основных биогенных элементов в экосистеме.
  5. Средомодифицирующая роль экосистем и проблема восстановления нарушенных экосистем.
  6. Строение биосферы и ее границы.

7. Основополагающая роль учения о ноосфере В.И. Вернадского в разработке концепции Устойчивого развития.

8. Модель устойчивого общества, его признаки и принципы функционирования.

9. Проблема обеспеченности человеческого общества природными курсами.

10. Окружающая среда и здоровье населения.

11. Международные конвенции и договоры по глобальным экологическим проблемам современности.

12. Заповедные территории Республики Казахстан

13. Качество природной среды и здоровье населения.

14. Проблемы «третьего мира». Преодоление отсталости - актуальная проблема устойчивого развития.

15. Реальность возможные временные этапы обеспечения устойчивого развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: