Общие положения. Необходимость совершенствования ныне действующего Положения по оценке качества эксплуатации (обслуживания) устройств ЖАТ и связи вызвана следующими обстоятельствами:
за прошедшее с момента его опубликования время значительно расширилась номенклатура устройств, эксплуатируемых в дистанциях;
из-за падения объемов перевозок сократилась обеспеченность дистанций ресурсами, необходимыми для качественной эксплуатации устройств;
вышли в свет нормативные документы, с которыми действующее Положение входит в противоречие;
хозяйство сигнализации, связи и вычислительной техники разделилось на два самостоятельных департамента: сигнализации, централизации и блокировки и информатизации и связи. Последний факт требует дифференциации показателей качества технической эксплуатации для отдельных классов устройств: ЖАТ, электрической и радиосвязи (соответственно БЖАТ, БЭС и Брс.
Приказом № 1Ц от 8.01.94 г. (и более поздними приложениями и разъяснения к этому приказу) введена новая Классификация нарушений безопасности движений в поездной и маневровой работе на железных дорогах. Этот документ позволяет однозначно оценивать влияние последствий отказов устройств ЖАТ и связи, а также нарушений правил их технической эксплуатации на безопасность и бесперебойность движения поездов.
Кроме того, Приказ 1Ц от 8.01.94 г. обязал руководителей подразделений железных дорог усилить роль ревизий, проверок и других форм контроля за соблюдением технологической дисциплины при технической эксплуатации устройств. Данное положение указанного Приказа требует дифференциации причин низкого или, наоборот, высокого качества технической эксплуатации устройств в дистанциях на «технический» и «человеческий» факторы.
«Технический фактор» характеризует связь между отказами устройств, их надежностью и временем восстановления работоспособности после отказов; «человеческий фактор» – связь между отказами устройств и соблюдением технологической дисциплины (правил технической эксплуатации) персоналом, обслуживающим эти устройства в дистанциях.
В инструкцию по учету выполнения графика движения поездов внесен перечень причин опозданий поездов.
Службы ЖАТ и НИС по этому перечню отвечают за опоздания поездов из-за:
повреждения, неисправного действия, ремонта, и порчи устройств ЖАТ и связи;
переключения вновь вводимых устройств автоматики и переноса устройств ЖАТ и связи из одного места в другое;
нарушения работы устройств ЖАТ при наличии резерва источников электроснабжения автоматической и полуавтоматической блокировки, если он не обеспечивает бесперебойную работу устройств ЖАТ и переездной сигнализации в течение не менее 8 ч при условии, что питание не отключалось в предыдущие 36 ч;
нарушения работы рельсовых электрических цепей на станциях, допущенного по вине работников хозяйства ЖАТ;
задержки при остановке по показаниям средств контроля (ПОНАБ, ДИСК-БКВ-Ц) трех поездов подряд с отсутствием неисправностей в показанных вагонах;
необеспечения выдачи вычислительным центром дороги в установленные сроки поездной документации.
Ряд из причин задержек поездов, содержащихся в этом перечне, отсутствует в Положении, утвержденном Указанием МПС № 455у от 29.07.86 г.