Что желаете на ужин?

Существует пять основных шагов, через которые проходит мозг во время процесса принятия решения. Давайте представим, не принимая во внимание ваши предпочтения в еде, что вам звонит друг, чтобы пригласить на ужин, и предлагает на выбор три блюда.

Шаг 1. Вы мысленно представляете себе все три кушанья – в нашем случае это выбор между макаронами, курицей и морепродуктами.

Шаг 2. Ваш мозг назначает ценность каждому варианту, ставя эдакую нейронную оценку по десятибалльной шкале. Разумеется, вы не осознаете, как работает оценочная система мозга. Баллы расставляются почти полностью на подсознательном уровне, с помощью прилежащего ядра, вашей кнопки «купить». Неврологи не любят это название, потому что это слишком сильное упрощение, однако это понятнее и легче запоминается.

Процесс принятия решения в основном опирается на прошлый опыт и нейронные оценки, которые проставляются предложенным вариантам, а выставляются они по большей части исходя из того, какое количество удовольствия было получено от каждого блюда в прошлом. Это становится предсказанием, насколько много наслаждения подарит конкретный выбор в будущем.

Основываясь на коллективном опыте и в большой степени на своем, ваш мозг пытается угадать, сколько приятных ощущений будет сопутствовать каждому варианту, и расставляет баллы: 8, 7 и 4 соответственно.

Давайте представим, что при нормальных условиях морепродукты, будучи вашей любимой едой, получили бы предсказуемую оценку 9, а не 4, как сегодня. Однако недавний опыт с этим блюдом оставил некоторый осадок, и теперь вы холодны к этому варианту, значительно занизив оценку, по крайней мере в этот раз. Когда неприятные воспоминания уйдут и вам в будущем снова придется выбирать между чем‑то и морепродуктами, вы снова повысите их в списке приоритетов.

Однако прежде чем окончательно расставить приоритеты, вы вспоминаете, что у вас уже были на обед макароны, и не горите желанием есть одно и то же два раза в день, поэтому сегодня ценность блюда упадет с обычных 8 до 3. В итоге вам остается только курица, возглавляющая таблицу с крепкими 7 баллами. Несмотря на то что результат вам не слишком нравится (так как это выбор по умолчанию), в конце концов, вы знаете, что вас это устроит, поскольку это безопасная ставка. Следовательно, финальная ценность, присвоенная трем вариантам, будет такой: цыпленок – 7, макароны – 3, морепродукты – 4.

Шаг 3. Ваш мозг просто сравнивает эти предсказанные оценки. Опять же, это происходит в основном под поверхностью вашего сознания, и то, чему будет поставлена самая высокая оценка, вы захотите съесть на ужин. В этом случае «шестое чувство» приводит к тому, что вы просите друга приготовить курицу.

Шаги 4 и 5 обеспечивают выбор и важны для его эффективности в будущем.

Шаг 4. Включает оценку результата в свете исходного предсказания – действительно ли курица была наилучшим выбором? Или, оглядываясь назад, можно сказать, что другой вариант был бы лучшим решением?

Мы все испытывали в ресторане зависть к выбору соседа, чье блюдо казалось нам гораздо аппетитнее, чем свое.

Именно в этот момент наступает время для шага 5, когда, оценив результат, мы вносим обновления в механизм принятия решения для будущих ситуаций. Сообщение об ошибке посылается в области мозга, участвующие в шагах 1–3, чтобы в следующий раз было принято лучшее решение. Например, может произойти обновление предсказываемых оценок для выбранного варианта, исходя из того, что пожаренная вашим другом курица не такая вкусная, как тот цыпленок гриль, к которому вы привыкли. Или, возможно, если блюдо имело поразительный успех, позитивные ассоциации с этим вариантом приведут к повышению оценки курицы в пищевой табели о рангах и продвижению этого варианта к ее вершине.

К моменту вступления во взрослую жизнь мы становимся экспертами в повседневных решениях, например выборе обеда. Благодаря огромному позитивному и негативному опыту, связанному с ним, оно дается легко и не требует слишком много мыслительных усилий, чтобы выбрать нечто, что обязательно нас удовлетворит. Следовательно, мы обычно довольно хорошо способны предсказать, какой вариант даст нам наибольшее гастрономическое удовольствие, и можем, к счастью, принимать такие решения на автопилоте.

Классическая музыка, звучащая в винных магазинах, увеличивает доход, поощряя покупателей приобретать более дорогие напитки.

Однако во многих случаях мы не можем иметь представление о результате до того, как примем решение. Возьмем, к примеру, выбор места для отпуска. Время между принятием решения и его результатом достигает порой нескольких месяцев. В таком случае может быть сложно вспомнить, о чем вы думали, когда принимали решение, и будет трудно использовать этот опыт в следующий раз.

Такая ситуация весьма проблемна для любого, кто хочет перестать совершать одни и те же ошибки снова и снова. Один из способов, с помощью которого этому научились многие успешные люди, заключается в том, что в момент принятия решения они делают записи главных влияющих на выбор факторов, которые они принимали во внимание. И если получается неожиданный результат, они возвращаются к этим записям, чтобы понять, почему все вышло не так, как планировали. Несмотря на дискомфорт от необходимости вернуться назад, тщательно изучить вопрос, быть честным с собой и признать ошибки, эти люди понимают, что это абсолютно необходимо для того, чтобы оставаться в игре на первых позициях.

В реальности большинство исторически очень успешных личностей сделали гораздо больше ошибок, чем обычные люди, только потому, что в сравнении с ними они предпринимали гораздо больше попыток попробовать что‑то новое в жизни. Однако то, что особенно выделяет этих людей, – это то, что, приняв во внимание оплошности прошлого, они постоянно обновляют информацию в своей системе принятия решений.

Неудача – это просто возможность начать все снова, но уже более мудро.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: