Проблема сознания всегда привлекала внимание философов. Познание сознания сталкивается с рядом трудностей, так как оно непосредственно не дано человеку, и образы, которые возникают в мозге, не имеют материального выражения, поэтому внешне не наблюдаемы. Сознание изучают психология, физиология, кибернетика, социология, медицина, бионика. С одной стороны это формирует прочную научную базу, но с другой - мешает выделить собственно сущность сознания. При этом философия, обобщая данные конкретных исследований, формирует общее представление о природе сознания.
Ещё в античности имело место попытка понять, что есть душа человека. Демокрит считал, что душа материальна и состоит из особого рода атомов.
Согласно объективному идеализму, душа – это особая субстанция, независящая от материи, и существующая самостоятельно. Представитель данного направления Платон утверждал, что душа, будучи бессмертной, переселяется в то или иное тело, перенося с собой знание из мира идей, в котором душа пребывает в перерывах между перевоплощением.
|
|
Трактат Аристотеля «О душе» явился своеобразным итогом философских рассуждений о сознании. Согласно его утверждениям, душа, хотя и выступает организующим принципом телесности человека, идеальным началом подчиняется всеобщим законам космоса и природы.
Согласно средневековой философии сознания, разум человека является частью божественного разума, сотворившего мир. Обладая некоторой самостоятельностью (самосознанием), работа сознания направлена на познание божественных законов и общения со Всевышним.
В Новое время представления о сознании получили дальнейшее развитие. Особый интерес в этом плане представляет дуализм, отстаивающий равноправие материи и сознания. Основателем такой философской позиции был Р. Декарт, который отождествлял сознание с мышлением и выделил его как самостоятельную и независимую субстанцию. Всё это послужило толчком к формированию двух противоположных подходов проблеме сознания: материалистический и идеалистический, идеалистический в свою очередь разделился на объективно-идеалистический и субъективно-идеалистический.
В развитии материалистической линии с позиции механицизма появляется следующая точка зрения: так как сознание есть материальная субстанция, она есть свойство любой материи, следовательно, вся материя мыслит.
Объективный идеализм (Платон, Г.В.Ф. Гегель) признаёт наличие как сознания, так и материи, но материя занимает подчинённое положение по отношению к сознанию, более того, сознание индивида является частью «мирового сознания», «мирового разума».
|
|
Субъективно-идеалистическая позиция (Беркли, Юм, Фихте, Мах) встала на крайние позиции. Это взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида – единственная достоверная реальность, а материальный мир его порождение. Такая позиция носит название солипсизм, от латинского «один» или «сам».
Крайняя материалистическая позиция, противоположная солипсизму «вульгарный материализм» сформировалась в 19 веке (Бюхнер, Фохт, Молешотт). Согласно данному учению сознания как самостоятельной субстанции не существует, сознание порождено материей и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук.
Современные исследования существенно расширили представления о природе сознания, были получены ответы на сложные вопросы, но обнаружились новые проблемы, которые предполагают наличие взаимоисключающих точек зрения.
Вопрос о сущности сознания проясняется при рассмотрении вопроса – о возникновении сознания.