Заключение. За три тысячелетия своей истории философия глубоко разработала мощные орудия познания - логику, диалектику и методологию мысли

За три тысячелетия своей истории философия глубоко разработала мощные орудия познания - логику, диалектику и методологию мысли, что составляет величайшую ценность культуры, которая наследуется поколениями так же, как наследуются язык, нормы общественной морали, высшие эстетические ценности.

Любое учебное пособие по философии, в том числе и то, которое вы держите в руках - это лишь изложение необходимого минимума философской науки. Чтобы сделать шаг дальше, необходимо читать и перечитывать философскую классику, то есть произведения великих, выдающихся философов мира. Их книги на всю жизнь войдут в ваш внутренний, духовный мир - кем бы вы ни были, наш сегодняшний студент, по своей будущей профессии.

Философия обращена не только к прошлому и настоящему, но и к будущему. В качестве формы теоретической мысли она обладает мощными конструктивными возможностями творческого формирования принципиально новых идей, мировоззренческих образов, идеалов. Философия способна выстраивать, мысленно проигрывать различные варианты миропонимания, как бы заготавливая пробные системы мировоззрения для будущего, которое полно неожиданностей, которое никогда не бывает всецело ясным для ныне живущих людей. Это подтверждается, в частности, существованием в истории философии разных вариантов понимания и решения мировоззренческих проблем. Философия предполагает равновесие материальных и духовных ценностей, согласованность всех составляющих ее элементов.

Философия направлена против кризиса и упадка цивилизации. Философия есть осмысление человеком своих творческих способностей, своей свободы. В современном мире с его многообразием знаний, гуманистических ценностей, жизненных ориентиров создание целостного образа мира оказываются сложной задачей. Тем не менее, данная задача требует своевременного решения, так как в противном случае человечество ожидает засилие технократизма, морального разложения,

Предлагая настоящее учебное пособие, мы стремились дать объемную картину по основным проблемам философии, используя при этом обширный научно-теоретический материал. При этом мы оставили за читателем право придерживаться тех взглядов и представлений, которые он считает наиболее отвечающими своим знаниям, жизненному опыту, мироощущению, эмоциональному состоянию, интуиции.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ……………………………………………………………………………. 3

1. Учение о бытии …………………………………………………….……………. 4

1.1. Постановка проблемы бытия в философии ………………………………….. 4

1.2. Представление о сущности бытия в истории философии ………….……….. 5

1.3. Материя: способ существования и формы …………………………………… 7

2. Проблема человека в философии ……………………………………………… 11

2.1. Представление о сущности человека в истории философии ………………. 11

2.2. Биологическое и социальное в человеке ……………………………………. 14

2.3. Структура и типология личности ……………………………………………. 17

2.4. Личность и общество …………………………………………………………. 19

3. Учение об обществе …………………………………………………………….. 22

3.1. Основные концепции понимания общества ………………………………… 22

3.2. Общество как саморазвивающаяся система ………………………………… 23

3.3. Общество как процесс ……………………………………………………...... 25

3.4. Культура и ее социальные функции ……………………………………...… 29

4. Философское осмысление ценности ………………………………………….. 32

4.1. Основные подходы к пониманию ценностей ………………………………. 32

4.2. Нравственные ценности и мораль …………………………………………… 35

4.3. Эстетические ценности и искусство …………………………………...…... 36

4.4. Разнообразие и взаимосвязь религиозных ценностей ………………...…… 38

5. Проблема сознания ………………………………………………………...…... 41

5.1. Основные подходы к проблеме сознания ………………………………...... 41

5.2. Возникновение сознания и его сущность …………………………………... 43

5.3. Сознание и бессознательное …………………………………………………. 46

6. Философское учение о познании ……………………………………………… 49

6.1. Познание как предмет философии …………………………………………... 49

6.2. Единство чувственного и рационального …………………………………… 52

6.3. Проблема истины в философии и науке …………………………………….. 54

6.4. Ненаучное познание ………………………………………………………….. 58

7. Философия науки ……………………………………………………………….. 63

7.1. Возникновение и основные стадии ее исторической эволюции …………... 63

7.2. Структура научного знания и его динамика ………………………………… 68

7.3. Наука как социальный институт ……………………………………………… 69

7.4. Аксиологические проблемы современной науки ……………………........…. 72

8. Будущее человечества ………………………………………………..……….… 76

8.1. Научное прогнозирование и общественный прогресс ……………………… 76

8.2. Глобальные проблемы: возникновение и содержание ……………………… 80

Заключение …………………………………………………………………………. 86

Учебное издание

Яговдик Елена Вячеславовна


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: