Потери теплоты в охлаждающей жидкости определяются по формуле

,

где с охл — теплоемкость охлаждающей жидкости; G охл — расход охлаждающей жидкости; t вых и t вх — температуры охлаждающей жидкости на выходе и входе системы охлаждения соответственно.

Потери теплоты в смазочном материале определяются при наличии на двигателе масляного радиатора, в противном случае Qм включают в остаточные потери теплоты. Потери в смазочном материале определяются аналогично Qохл.

Потери теплоты в отработавших газах определяются по упрощенной формуле, предположив, что количество газов Gгаз равно сумме количеств поступившего воздуха Gв и топлива Gт:

,

где ср — средняя теплоемкость отработавших газов при постоянном давлении; t г — температура отработавших газов; t 0 — температура окружающей среды.

Потери вследствие неполноты сгорания топлива определяются только для карбюраторного двигателя при коэффициенте избытка воздуха α< 1:

.

Остаточные потери теплоты определяют следующим образом:

На величину Qост влияют погрешности при определении составляющих теплового баланса. Кроме того, к остаточным потерям теплоты относят: теплоту, передаваемую наружной поверхностью двигателя; теплоту, соответствующую кинетической энергии отработавших газов; теплоту лучеиспускания; теплоту, эквивалентную работе трения.

Теплоту Q охл и Q м используют при расчете систем охлаждения, смазочного материала и наддува.

По величине Q нс можно судить о степени неполноты сгорания и определить пути повышения теплоиспользования.

Количество теплоты по составляющим теплового баланса подсчитывают в кДж за единицу времени. Однако наиболее распространено составление теплового баланса в относительных величинах. где каждая составляющая выражена в процентах к введенному количеству теплоты с топливом. В этом случае уравнение теплового баланса имеет вид:

,

где q е = (Qe / Q) • 100; q охл = (Q охл/ Q) • 100; q M = (Q м /Q) • 100 и т. д.

В табл. 1 приведены средние значения составляющих теплового баланса. Данные таблицы свидетельствуют, что основные тепловые потери — это потери в охлаждающей жидкости и в отработавших газах.

Таблица 1. Процентное соотношение составляющих теплового баланса, %

Двигатель q е q охл Q газ Q нс Q ост
Карбюраторный 20-48 13-27 35-50 0-45 3-8
Дизель: без наддува с наддувом   30-43 35-45   17-35 12-25   25-45 25-40   0-5 0-5   2-5 2-5

Одним из способов использования тепловых потерь является применение турбонаддува, где нагнетатель приводится в действие за счет энергии отработавших газов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: