Тема 3 Учет налоговыми органами налогов и других обязательств

1) Порядок открытия лицевых счетов. Учет платежей осуществляется в лицевых счетах по форме согласно приложению 1 к настоящей Инструкции и включает в себя проведение операций:

- открытия лицевых счетов;

- начисления, включая доначисление, платежей к уплате;

- изменения срока уплаты платежа;

- уменьшения платежей;

- по поступлению платежей (уплата платежей, зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы платежа в счет погашения задолженности либо в счет предстоящих платежей, взаимозачет платежей, подлежащих уплате плательщиком, и финансовых обязательств республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов перед этим плательщиком (далее - взаимозачет), взыскание задолженности по платежам);

- списания платежей;

- возврата ранее уплаченных, взысканных платежей;

- по предоставлению, приостановлению и возобновлению, прекращению действия мер государственной поддержки (далее - меры господдержки);

- по приостановлению исполнения решения налогового органа в связи с подачей жалобы.

Налоговые органы при проведении операций, указанных в части первой настоящего пункта, учитывают, что в соответствии с законодательством данные операции могут совершаться только применительно к налогам, сборам (пошлинам).

Лицевые счета ведутся по каждому плательщику в разрезе видов платежей и разделов, подразделов бюджетной классификации Республики Беларусь.

Лицевые счета открываются налоговым органом по месту постановки плательщика на учет и (или) налоговыми органами административно-территориальных единиц Республики Беларусь, в бюджеты которых производится зачисление платежей (при зачислении платежей в бюджеты областей и города Минска лицевые счета открываются налоговыми органами по месту нахождения объекта, в связи с наличием которого уплачиваются платежи):

- при представлении плательщиком налоговых деклараций (расчетов), других документов, которые могут служить основанием для начисления платежей к уплате;

- при получении налоговым органом документов и сведений, которые могут служить основанием для начисления платежей к уплате, в том числе о наличии объектов налогообложения;

- при уплате плательщиком платежей в бюджет соответствующей административно-территориальной единицы Республики Беларусь.

Если юридическое лицо и его структурные подразделения состоят на учете в разных налоговых органах, в целях обеспечения контроля за правильностью проведения операций, связанных с предоставлением мер господдержки, налоговый орган, установивший факт нарушения условий предоставления мер господдержки в части платежей, контролируемых налоговыми органами, в течение трех дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием для прекращения (приостановления) либо возобновления действия мер господдержки, обязан информировать об этом соответствующие налоговые органы.

Для оперативного отражения в лицевых счетах операций по начислению (доначислению) причитающихся к уплате налога на недвижимость и земельного налога при наличии у плательщика объектов налогообложения, расположенных за пределами административно-территориальной единицы, на территории которой плательщик состоит на учете, налоговый орган по месту постановки на учет обязан не позднее трех рабочих дней с даты получения сводной налоговой декларации (расчета) направить его копию в налоговый орган по месту нахождения объекта налогообложения.

При постановке плательщика на учет в налоговом органе по новому месту нахождения (жительства) лицевые счета открываются на основании лицевых счетов, передаваемых из налогового органа по прежнему месту нахождения (жительства) на бумажных носителях, и информации об операциях по мерам господдержки, не участвующих в формировании сальдо расчетов (далее - справочные операции), передаваемой на электронных носителях.

В лицевых счетах плательщика, открываемых в налоговых органах не по месту постановки плательщика на учет, указывается учетный номер плательщика (далее - УНП), присвоенный ему в налоговом органе по месту постановки на учет.

Лицевые счета открываются на каждый год:

- в отношении плательщиков, состоящих на учете в налоговом органе по состоянию на 31 декабря прошлого года, - не позднее первого рабочего дня текущего года;

- в отношении плательщиков, становящихся на учет в текущем году, - не позднее первого рабочего дня, следующего за днем постановки на учет.

2. Документы, на основании которых производятся записи в лицевых счетах плательщиков в налоговых органах. В соответствии с Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 декабря 2004 г. № 146 «Об утверждении Инструкции о порядке ведения налоговыми органами учета налогов, сборов (пошлин), пеней, процентов, экономических санкций, штрафов» в лицевых счетах плательщиков записи о начислении, доначислении причитающихся к уплате платежей по соответствующим срокам уплаты, а также об уменьшении либо списании платежей производятся на основании следующих документов:

- налоговых деклараций (расчетов), налоговых деклараций (расчетов) с внесенными изменениями и дополнениями (далее – уточненные налоговые декларации (расчеты), за исключением уточненных налоговых деклараций (расчетов), представленных по результатам налоговых проверок;

- выписок из актов проверок;

- решений по актам налоговых проверок, решений иных государственных органов в случаях, предусмотренных законодательными актами;

- решений Президента Республики Беларусь, местных Советов депутатов или местных исполнительных и распорядительных органов об оказании государственной поддержки;

- решений руководителя налогового органа (его заместителя) об аннулировании излишне уплаченной (взысканной) суммы платежа в лицевом счете в связи с истечением срока возврата. При принятии указанного -решения руководителем налогового органа (его заместителем) собственноручно учиняется запись: «Принято решение об аннулировании излишне уплаченной (взысканной) суммы платежа в связи с истечением срока возврата» с указанием даты и заверением подписью на соответствующей докладной записке, представляемой начальником (его заместителем) структурного подразделения налогового органа, осуществляющего учет платежей;

- решений руководителя налогового органа (его заместителя) о взыскании платежей по возмещению расходов;

- корешков платежных извещений на доплату физическими лицами единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц при декларировании физическими лицами в качестве источника денежных средств доходов, полученных от осуществления деятельности, облагаемой единым налогом;

- корешков налоговых сообщений – на уплату физическими лицами единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, земельного налога и налога на недвижимость с физических лиц, корешков платежных извещений по подоходному налогу с физических лиц;

- платежных поручений, квитанций, иных документов, на основании которых перечисляются суммы сборов за осуществление ремесленной деятельности либо которыми оформляется их внесение;

- постановлений по делам об административных правонарушениях, постановлений о наложении административных взысканий;

- договоров аренды земельных участков физическими лицами;

- решений местных исполнительных и распорядительных органов о предоставлении земельных участков или сведений о наличии и качественном состоянии земель, представляемых ежегодно налоговым органам соответствующими землеустроительными и геодезическими службами;- судебных постановлений о возложении субсидиарной ответственности на лиц, на которых она возложена в соответствии с законодательством, по обязательствам юридического лица;

- информации землеустроительных и геодезических служб по фактам самовольного занятия земельных участков и несвоевременного возврата земельных участков, а также в иных случаях, установленных законодательными актами, по форме, установленной законодательством;- решений руководителя налогового органа (его заместителя) о признании задолженности безнадежным долгом и ее списании; решений Комитета государственного контроля, его территориальных органов и органов финансовых расследований (далее – органы КГК) о признании задолженности безнадежным долгом и ее списании – по задолженности, выявленной органами КГК;

- решений начальника (его заместителя) налогового органа о погашении задолженности по пеням и административным взысканиям, вынесенных в форме резолюции на основании информации должностного лица структурного подразделения, осуществляющего учет причитающихся к уплате и фактически уплаченных (взысканных) платежей (служебной записки).

Записи операций по поступлению, зачету, возврату платежей в бюджет в лицевых счетах плательщиков производятся:

- при зачислении уплаченных (взысканных) платежей на счета соответствующих бюджетов;

- при осуществлении зачета излишне уплаченных, взысканных платежей (далее – переплата) в счет иных платежей, по которым числится задолженность, или в счет предстоящих платежей;

- при осуществлении взаимозачета платежей;

- при осуществлении возврата излишне уплаченных (взысканных) денежных средств плательщику.

Поступление или возврат платежей отражается в лицевых счетах на основании выписок по транзитным счетам, открытым главным управлениям Министерства финансов Республики Беларусь по областям и г. Минску, предназначенным для зачисления платежей в бюджет, контролируемых налоговыми органами, и (или) выписок по счетам финансовых органов с приложением следующих документов, свидетельствующих о поступлении или возврате платежей:

а) при поступлении платежей в безналичном порядке:

- платежное поручение о перечислении денежных средств со счета плательщика на счет соответствующего бюджета;

- платежное требование, представленное налоговым органом к счету плательщика для бесспорного списания средств (далее – платежное требование налогового органа);

- мемориальный ордер о частичном исполнении платежных инструкций на перечисление денежных средств со счета плательщика на счет соответствующего бюджета;

б) при внесении плательщиком наличных денежных средств в банк, небанковскую кредитно-финансовую организацию (далее – банк) или организацию связи Министерства связи и информатизации Республики Беларусь (далее – организация связи) либо в случаях, установленных законодательством, в иную уполномоченную организацию, а также при взыскании платежей за счет наличных денежных средств:

- квитанция банка об уплате, если платеж вносится через банк;

- извещение об уплате, если платеж вносится через банк или через организацию связи;

- объявление на взнос наличными или извещение – при перечислении взысканных наличных денежных средств;

- отчет о принятых суммах платежей от физических лиц с приложением копий квитанций установленного образца, сопроводительных ведомостей и квитанции банка о приеме денежных средств в кассу;

- отчет уполномоченного лица (казначея) гаражного кооператива, кооператива, осуществляющего эксплуатацию автомобильных стоянок, и (или) садоводческого товарищества о принятых суммах налога на недвижимость и земельного налога от физических лиц с приложением копий квитанций на прием наличных денежных средств и платежных документов о перечислении денежных средств в бюджет;

- другие расчетные (кассовые) документы, предусмотренные законодательством Республики Беларусь;

в) при осуществлении возврата платежей – заявка налогового органа на возврат излишне уплаченных (взысканных) сумм платежей на текущий (расчетный) счет плательщика либо на счет банка для последующего зачисления на вкладной (депозитный) или карт-счет физического лица (в случае необходимости осуществления возврата наличными денежными средствами);

г) при осуществлении перечисления средств в счет возмещения расходов по хранению, уничтожению, оценке, проведению государственной санитарно-гигиенической экспертизы и иных видов экспертиз, в том числе осуществлению переводов, обязательной сертификации имущества (далее – платежи по возмещению расходов) – заявка налогового органа на возврат денежных средств на текущий (расчетный) счет организации, понесший данные расходы, с приложением подтверждающих документов, предусмотренных законодательными актами.

Зачет платежей отражается в лицевых счетах на основании:

- заявки налогового органа на зачет платежей и извещения главного управления Министерства финансов Республики Беларусь по областям и г. Минску о приеме на исполнение заявок на зачет платежей – при проведении зачета платежей, излишне уплаченных в республиканский бюджет;

- заявки налогового органа на возврат платежа и перечисление денежных средств в доход другого бюджета – при проведении зачета по платежам, излишне уплаченным в местный бюджет (кроме бюджета первичного уровня);

- заключения налогового органа по форме, установленной законодательством, – при проведении зачета платежей, зачисляемых в бюджет первичного уровня.

Взаимозачет отражается в лицевых счетах на основании выписки с приложением извещения Министерства финансов Республики Беларусь либо местного финансового органа о проведении взаимозачета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: