Экологический кризис и формирование экологической этики

Как человек, так и другие живые существа находятся в сре–де, которая является следствием действия антропогенных факторов.

Заметное изменение человеком окружающей среды нача–лось именно с того времени, когда он перешел от собиратель–ства к более активным видам деятельности, в частности, к охо–те, одомашниванию животных и выращиванию растений.

С этого времени начал работать принцип «экологического бумеранга»: любое воздействие на природу, которое послед–няя не могла воспринять, вернется к человеку как негативный

фактор. Человек стал все больше отделять себя от природы и заключать в границы образованной им самим среды.

Современная среда и экологическая ситуация являются ре–зультатом действия антропогенных факторов, поэтому можно выделить несколько специфических особенностей их дей–ствия: нерегулярность и непредсказуемость для организмов, высокая интенсивность модификаций, почти неограничен–ные возможности действия на организмы, порой до полного их уничтожения, стихийных бедствий и катаклизмов. Воздей–ствия человека при этом могут быть как целенаправленными, так и непреднамеренными.

Кризис – это одно из состояний среды, природы, биосфе–ры. Ему могут предшествовать или после него следовать дру–гие состояния или экологические ситуации. Экологический кризис – это изменения биосферы или ее блоков на большой территории, которые сопровождаются изменением среды и ее систем в целом в новое качество.

Биосфера нередко испытывала драматичные кризисные периоды, определенные природными явлениями (в конце ме–лового периода, например, за непродолжительный период времени вымерли пять отрядов рептилий – динозавры, их–тиозавры, птерозавры и др.).

Кризисные явления часто порождались изменениями кли–мата, оледенениями или опустыниванием. Деятельность чело–века также многократно противоречила природе, вызывая кризисы самого различного масштаба. Но из‑за незначитель–ной численности населения, слабой технической оснащенно–сти они никогда не имели глобальных масштабов.

В частности, пустыня Сахара 5–11 тыс. лет тому назад бы–ла саванной с богатой растительностью и системой крупных рек. Разрушение экосистем этого региона объясняется как чрезмерной нагрузкой на естественную среду, так и изменени–ем климата (иссушение).

Древний Вавилон (город, население которого достигало почти миллиона человек) был покинут жителями из‑за непро–думанной мелиорации окружающих его сельскохозяйствен–ных полей, сопровождавшейся сильным засолением почв и невозможностью их дальнейшего использования.

Римляне после завоевания Северной Африки довели ее зе–мли практически до критического состояния хищнической распашкой и выпасом больших табунов лошадей, которых ис–пользовали в военных целях.

Также следствием примитивного поливного земледелия было разрушение природных систем, а вместе с ним и гибель цивилизации в дельте Нила, в Месопотамии, Древней Греции и некоторых других районах. Общим для всех антропогенных кризисов считают то, что выход из них сопровождается сни–жением численности народонаселения, его миграцией, а так–же социальными потрясениями.

Особенность современного экологического кризиса – его глобальный характер. Он распространяется или угрожает охва–тить всю нашу планету. Поэтому обычные методы выхода из кризисов путем миграции на новые территории не осуществимы. Реальным остается изменение способов производства, объемов и норм потребления природных ресурсов.

Последнее достигло в наше время огромных масштабов. Человек приблизился к максимально допустимым границам изъятия воды из рек (примерно 10% от стока). В целом люди сегодня вовлекают в производство и потребление такое коли–чество вещества и энергии, которое в сотни раз больше его биологических потребностей.

Подсчитано, что человечеству каждый день требуется око–ло 2 млн т пищи, 10 млн т чистой питьевой воды. Расход ре–сурсов и энергии в промышленных целях намного больше. Ежедневно добывается и перерабатывается примерно 300 млн т вещества и материалов, изымается из рек и других источни–ков около 2 млрд м 3 воды, сжигается около 30 млн т топлива, потребляется более 65 млрд м 3 кислорода. Люди уничтожили почти полностью некоторые ландшафты в пределах природ–ных зон.

Например, очень мало осталось девственных лесов: 2/3 площади их уничтожено, а оставшиеся часто несут следы че–ловеческой деятельности. Территория, занятая лесами, убави–лась в настоящее время с 75 до 25%. Сложность экологической ситуации в наше время связана также с тем, что человечество не может отказаться от достижений технического прогресса, от использования природных ресурсов.

При быстро растущей технической вооруженности и взры–воопасном росте мирового населения воздействие человека на окружающую среду возрастает. В наше время рассматривают–ся отвергнутые ранее планы переброски вод из северных рек в южные районы бывшего Советского Союза.

Ими предполагалось перемещение около 150 км 3 воды в год (это более половины годового стока Волги). Существует также проект обводнения Сахары, для чего потребуется со–оружение дамбы в низовьях р. Конго и поворот ее течения вспять. Один из последних проектов предусматривает достав–ку 200 млрд м 3 пресной воды в виде айсбергов из Антарктики Нельзя считать фантастичными и имеющиеся проекты изме–нения направления океанических течений.

Большую проблему представляют катастрофы для крупных городов. Скученность населения в них имеет следствием боль–шую, чем в сельской местности, гибель людей во время ката–строф, например, при землетрясениях.

Более того, крупные города (мегаполисы) порой сами про–воцируют катастрофические явления из‑за сильного влияния на окружающую среду. Существует очень четкая закономер–ность: чем ниже технический и социально‑экономический уровень развития города, тем больше вероятность гибели на–селения при катастрофах. Например, в городах Азии гибель городского населения во время катастроф в два раза выше, чем в Европе.

В настоящее время от катастроф в мире ежегодно гибнет примерно 250 тыс. человек, а урон от катастроф составляет примерно 40 млрд долларов ежегодно. Несмотря на увеличе–ние защищенности населения от катастроф, ущерб от них по‑прежнему не уменьшается.

Одной из причин такого явления считают увеличение ката–строф техногенного характера, которые связаны с городами или непосредственно, или косвенно (обслуживание подводя–щих коммуникаций, складов и т. п.). Так как рост городов – неизбежное явление современности, то люди ищут пути осла–бления пресса городской цивилизации на среду обитания, здоровье. Основной путь решения данной проблемы – эколо–гизация городской среды. Это станет возможным благодаря созданию или сохранению в пределах городских поселений природных или искусственно созданных экосистем (парки, скверы, ботанические сады и т. п.). Поселения, где сочетается городская застройка с непременным разнообразием архитек–туры и природных ландшафтов, называются экополисами, или экосити. Применительно к ним в городском строительстве также используется термин «экологическая архитектура».

В данное понятие вкладывают такого типа застройки го–родских территорий, при которых предельно учитываются со–циально‑экологические потребности людей: приближение к природе, освобождение от однотонности строений, плот–ность населения не больше 100 человек на 1 га, создание ми–крорайонов (не более 30 тыс. человек), сохранение не менее 50% площади под всевозможного вида зеленые насаждения и цветники, отгораживание транспортных путей от жилых массивов, создание лучших условий для общения людей и т. д.

Хотя следует иметь ввиду, что данный экстенсивный путь экологизации городов имеет не только положительные, но и отрицательные последствия, так как расширение пригород–ных застроек чаще усугубляет, чем решает экологические про–блемы. Застройка пригородов коттеджами связана с большим отчуждением земель, а также уничтожением естественных экосистем, иногда их разрушением.

Данное строительство связано с использованием больших пространств для сооружения дорог, водопроводов, канализа–ционных сетей и других коммуникаций. К тому же коренные жители городов в результате будут лишены близкорасполо–женных мест отдыха, а сами города теряют контакт с природ–ными ландшафтами.

В условиях распространения глобального кризиса в рамках преобладающего естественнонаучного сознания техногенной цивилизации создается множество прикладных этик, которые имеют цель нравственно ограничить грубые формы эксплуа–тации природы человеком.

Основные вопросы, которые при этом поднимаются: эти–ческие проблемы науки и техники, демилитаризации и т. д., кодекс природопользования, экологические императивы. Об–суждаются также утилитаристские концепции: потребности бу–дущих поколений, сохранение биологического разнообразия как ресурсов многоцелевого использования в будущем и т. п.

В экологической этике выделяют два основных направления антропоцентризм и биоцентризм.

Сторонники антропоцентризма понимают человека, его деятельность как причины существования данного мира (мир «для людей») или как критерии всех ценностей.

К версиям антропоцентристских концепций относят и со–циальную экологию, которая предлагает снижение творче–ской силы естественной эволюции в пользу устанавливаемых культурой («второй природой») целей формирования гармо–ничных социальных отношений, неиерархического, экологи–чески ориентированного, органического родового общества, которое восстанавливает взаимодополнительные отношения с природной средой.

Трагический опыт XX в. свидетельствует о недостаточной эффективности призывов возвратиться к традиционной нрав–ственности и о необходимости поиска наиболее эффективных социальных инструментов.

В связи с этим в экологическом движении появляются те–мы прав животных, а также растений, земель, океанов и в це–лом всей планеты. Защита прав разных форм жизни обретает нормативные формы, во многом схожие с движением за права разных групп людей в недавней истории (в частности, права женщин, «цветных» людей, детей и т. п.).

Широко обсуждаются концепции освобождения живот–ных, отказа от их использования в науке (для опытов), для коммерческой и спортивной охоты, для коммерческого сель–скохозяйственного разведения. Поднимаются проблемы самоценности многообразных форм живой природы, а также социопсихологические аспекты их прав, опекунский подход к правам животных и растений.

Отрицание антропоцентризма, или прямой биоцентризм, является общей установкой большинства философов этого очень широкого и пестрого направления, которое включает защитников индивидуальных животных и растений, неантро‑поцентристских холистов, глубинных экологов, неопрагмати–ков, экофеминистов, даосистов и т. п.

Биоцентристы считают всех живых существ и другие части экосистемы Земли обладающими не только ценностью для са–мих себя (самоценностью), но и внутренней, т. е. независимой от человеческих интересов, ценностью. Биоцентризм превра–щает человека – высокомерного «царя природы» – в одного из членов биотического сообщества.

Это наиболее метко отмечено в определении блага у О. Лео–польда: хорошо все, способствующее «сохранению целостно–сти, стабильности и красоты биотического сообщества». Цен–ностная переориентация нашего сознания должна проходить в духе уважения и любви к Земле и всем ее «детям». Она резко контрастирует с преобладающей потребительской установкой современного общества. Хотя остается открытым вопрос, свя–зана ли нужная переориентация с появлением новых нрав–ственных чувств или с усилением чувствительности кпо‑стоянно существовавшим отношениям с нашим природным окружением.

В настоящее время экологическая этика опирается на ме–тафизические интерпретации различных областей науки: эко–логии, эволюционной биологии, квантовой физики, а также на традиции культуры, причем во многом – и на традиции восточного миропонимания (даосизм, конфуцианство, буд–дизм, дзэн‑буддизм). К прямым предшественникам экологи–ческой этики относят «этику Земли» О. Леопольда и «этику благоговения перед жизнью» А. Швейцера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: