Зарубежные теории печати: общая характеристика

Теории журналистики начали оформляться в то время, когда появились печатные издания - 16-17 веков. В основе этой теории лежит императив: печать носит окраску той социальной сферы, в которой она находится.

4 теории печати:

1. Авторитарная теория,

2. Теория свободы, воли журналиста,

3. Теория социальной ответственности журналиста,

4. Коммунистическая, советская.

1. самая ранняя, возникла на рубеже 16-17 веков, предполагает всякое отсутствие свободы печати. Существует в государствах с авторитарным режимом: королевство Непал, Марокко, и др. В Непале 2 национальные газеты, кот. обязана печатать материалы о жизни короля, о его семействе. Существуют и поныне, определяют жестокую цензуру, запрещают критику главы государства и его окруже-ния. Издавать газету и журнал может тот, у кого есть на это средства.

2. Теория свободы воли (либеральная) возникла на рубеже веков в Англии на основе философии Локка и Миллера. На основе этой теории может быть критика главы государства, точнее перенос критики в дис-куссию. Газету разрешается иметь каждому, у кого есть что сказать. Отсутствует цензура. Возникает конкуренция прессы. Существует до сих пор. В 40-ых годах появляются различные труды, кот. Осуждают эту теорию. Началась подготовка к созданию новой теории.

3. Теория социальной ответственности журналиста появилась в США в 1942 г. Конгресс США выдал 200 тыс. долларов и назначил специальную комиссию, которая в течение полугода создала и обнаро-довала эту теорию. Контроль прессы осуществляется самопроизвольным процессом. Новость товар, который продается и покупается. Запреще-на цензура, эта теория определяет отсутствие законов о печати, их огра-ничения.

4. Коммунистическая теория возникла на основе трудов Маркса, Энгельса, а окончательно сложилось в 1917 году. Существует и поныне. Теория предполагает печати. Газеты должны быть органом партии и др. структур власти. Эта теория запрещает издание газет частным лицам, т. е. Отсутствует оппозиционная пресса.

Основной параметр профессионализма заруб. журналиста - это лид. При найме на работу и повышении класса дают задание: написать лид. Лид - это непременная первая фраза каждой газетной ИЛИ агентской публикации, выпукло резюмирующая суть сообщепия, сообщающая самый главный факт. Лид от глагола «вести».

За границей профессора годами натаскивают студентов на написание лида. До 40 года было 2 осн.типа лида: классический (должен отвечать на все вопросы: Что? Где? Когда? Почему? Как? Кто?). Если событие менее значимое - лучше писать альтернативный лид. В сложных и самых актуальных новостях лучше использовать классический лид. В лиде надо акцентировать внимание на необычном. Альтернативный лид - не более 18-20 слов. Начинается лид с самого интересного, а не ссылок, имен или титулов.

Заголовок (headline) В заголовке отражается только суть текста. Хэдлайн - в дословном переводе - "заглавная строка", "броская витрина", "путеводные звезды". Особенности хэдлайна и отличие от заголовка. В заголовке обозначается лишь тема материала, о содержании сказано мало или совем ничего. Хэдлайн выделяет главную новость, либо наиболее важные, интересные, драматичные или другие элементы информации, заслуживающие внимания, позволяя читателю лучше риентироваться на газетных полосах.

Хэдлайны состоят из нескольких фраз, которые содержат какой-то один значимый элемент информации и располагаются строками одна под другой. Эти строки называют "деками". Основные требования к хэдлайнам: - максимум смысла в минимуме слов; - построены на основе динамичных глаголов; - написаны в "телеграфном" стиле. Человек воспринимает за один раз: - максимальное количество букв в слове -6; - 5-6 слов. Ориентируют читателя, что ему прочитать в первую очередь, а что можно отложить. Очень часто из лида выбирают ключевые слова для хэдлайна.

Виды лидов:

Конспективный: должны быть ответы на все классические вопросы. В первой фразе должен быть поставлен акцент на самом главном. Далее информация располагается по принципу пирамиды по мере убывания важности информации.

Капсула: призван произвести взрывной эффект. Обычно используется в информации о хорошо известных проблемах и событиях для того, чтобы подчеркнуть в немногих или одной фразе динамизм их развития или выделить какую-нибудь кульминации.

Стаккато: еще более динамичный, чем капсула. Подчеркивает стремительность развития какого-нибудь неожиданного события, рост напряженности обстановки, взрывы бурных эмоций.

Описательный: дает картинки событий. Метод перевернутой пирамиды: в начале надо сказать о самом главном, ссылска на источник, аналитический элемент - беспристрастный вывод.

Не более 30-40 слов - хорошая новость.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: