История коллекционерства и меценатства в России знала два наиболее значительных взлета на своем пути:
1. Был связан с расцветом дворянской культуры и просвещения. Он охватывал, прежде всего, период 2-й половины XVIII – 1-й половины XIX в., в особенности век Екатерины II и Александра I, и теснее всего связан в нашем представлении с типом петербургского собирателя и мецената – знатного вельможи или крупного царского сановника.
2. Еще более значительный по своим масштабам и широте. Связан, главным образом, с купеческим меценатством 2-й половины XIX – начала XX в. Видное место здесь принадлежит московскому купеческому меценатству, ставшему своего рода символом вклада российских предпринимателей в развитие русской культуры.
Традиции меценатства и благотворительности в предпринимательской среде были издавна распространены в России. Для одних они были модой, а для других нормой жизни.
Меценатство и коллекционерская деятельность в России не были массовым явлением, будучи доступными в основном лишь немногим богатым людям, хотя состав их непрерывно расширялся с вовлечением в экономическую, предпринимательскую деятельность представителей низших сословий. Феномен купеческого меценатства в России приобрел такую широкую не только всероссийскую, но и мировую известность благодаря усилиям и размаху деятельности отдельных ярких, выдающихся личностей.
|
|
Василий Александрович Кокорев (1817 – 1889) – разбогатевший винный откупщик и нефтепромышленник. Имеются свидетельства, что он не только покупал произведения многих молодых русских художников, но и помогал многим из них лично. К началу 1860-х годов он имел собрание памятников прикладного народного творчества и картинную галерею.
В работе своей галереи Кокорев старался осуществить заявленные им в эти годы мысли о бесплатном обучении народа. Галерея была публичной. В залах имелись увеличительные стекла для рассматривания картин вблизи, в каждой комнате выставлены таблицы, объясняющие содержание каждой картины. Помимо всего прочего, галерея Кокорева представляла целый культурный комплекс: был небольшой лекционный зал с хорами, трактир.
Немало сделал В.А. Кокорев и для развития национального стиля в архитектуре.
В меценатской деятельности Кокорева многое, однако, приобретало эксцентрический характер, носило отпечаток «купеческого» вкуса (золотой лапоть, стоящий у него на столе, знаменующий начало изучения народного художества в России).
Павел Михайлович Третьяков (1832 – 1898). Значение и масштабы его меценатской деятельности беспримерны. Он был человеком, посвятившим всю свою жизнь делу развития национальной культуры, способствовавшим ее духовному взлету. Третьяков с самого начала собирательства преследовал вполне определенную цель – создать общедоступную галерею национальной живописи. Он также считал обязательным пополнение коллекции лучшими произведениями за счет приобретений и пожертвований. В многочисленных воспоминаниях о Третьякове многие известные художники подчеркивали, что для них приобретение их работ Павлом Михайловичем являлось в определенной мере свидетельством общественного признания их творчества.
|
|
На приобретение картин русских художников Третьяков тратил большую часть своего состояния. Коллекция галереи, переданной П.М. Третьяковым городу Москве, включала, согласно представленному им перечню, 1276 картин, 471 рисунок и 9 скульптур русских мастеров. В ней были представлены все основные школы и направления отечественного изобразительного искусства XVIII и XIX вв., практически все его известные на тот момент имена. Общая стоимость пожертвования, переданного городу, считая недвижимость и капитал, завещанный братом Третьякова Сергеем Михайловичем, оценивалась в то время почти в 2 млн. руб., в том числе 1,5 млн. руб. – стоимость собственно художественной галереи.
Морозовы – династия текстильных фабрикантов, основателем которой был старообрядец, выходец из крепостных крестьян Савва Васильевич. Некоторые из Морозовых особенно прославились своей меценатской деятельностью:
1. Тимофей Саввич тратил немало средств на разные культурные начинания, в частности на издательство.
2. Савва Тимофеевич (1862 – 1905) был особенно известен как крупнейший покровитель искусства и, прежде всего, Художественного театра Пожертвования Морозова были одним из главных источников его финансового обеспечения. Савва Тимофеевич практически взял дело с постройкой здания театра на себя.
3. Варвара Алексеевна Морозова («тверская» Морозова) (1850 – 1917) откликалась на многие начинания просветительского характера. Она занималась поддержкой женских курсов, студенчества, библиотек и т.п. Известными знатоками искусства и коллекционерства были два сына Варвары Алексеевны – Михаил и Иван Абрамовичи.
4. Маргарита Кирилловна Морозова («тверская» Морозова) (1873 – 1958). Она также уделяла много внимания поддержке новых направлений общественной, философской, религиозной мысли, интеллектуальных поисков, которые развивались в России в конце XIX – начале XX в.
Тема 9