double arrow

Б) Тибето-бирманская группа

+ восточно- и западно-гималайские группы

13) AUSAZ семья (мон, ва, мнонг, куй, булан и др.)

14) Австронезийская семья (малайцы, яванцы, мори, лалаки и др.)

15) Австралийская семья (аборигены: мабунаг, питжантжатжара и др.)

16) Североамериканская (апачи, навахи, ирокезы, майя)

17) Центральноамериканская семья (ацтеки и др.)

18) Чукото-камчатская семья (чукчи, коряки, ительмены)

4. Антропологический состав населения мира.

Для этнографии наиболее существенным является раздел этнической антропологии. Расы – биологические подразделения человечества современного вида, различающиеся общими наследственными физическими особенностями, связанными с общим происхождением и определенной областью обитания.

Раса: Третичный волосяной покров: Волосы: Глаз: Лицевой скелет: Зубы:
1) Европеоидная Густой Светлые, курчавые* Круглый Профилированный Ровные
2) Монголоидная Слабый – оч. слабый Темные, прямые 3-е веко – эпикантус Несколько уплощенный Совковые, легк. прогнатизм
3) Негроидная Средний – слабый Темные, курчавые Круглый Сильно уплощенный Альвеолярный прогнатизм
4) Австралоидная Очень густой Темные, волнистые Круглый Невысокий Альвеолярный прогнатизм

Расы первого порядка:

+ американоидная (нет эпикантуса, прямой нос; в остальном – монголоиды)

* в результате смешения европеоидов с др. расовыми типами этот признак был утерян

Расы второго порядка:

1) Европеоидные: северные, южные (асероиды);

2) Монголоидные: континентальные, тихоокеанские, арктическая раса;

3) Негроидные: негры, негрилли, бушмены, готтентоты;

4) Австралоидные: веддоиды*, австралийцы, папуасы, негритосы, меланезийцы.

* Характерен слабый рост волос на лице и теле. Распространена в Центральной и Восточной Индии.

Переходные типы:

EUR-MNG: среднеAZ группы, южноSIB раса, лапоноиды, субуральский тип

EUR-Негроидные: эфиопская раса, мулаты, переходные группы Зап. Судана

MNG-AUS: южноAZ раса, японцы, айны, восточноиндонезийская группа.

6. Мировые религии и их распространение.

Религия – важнейший элемент культуры этноса, краеугольный камень его самосознания. Один из важнейших критериев для этноклассификации. Частая причина межэтнических процессов.

Ислам: – 600-800 млн.

– Суннизм (ALB, TRK, SYR, IRK, IND, PAK, KAS, UZB, RUS)

+ секта ваххабитов

Шиизм (IRN, IRK, IND, PAK)

– Имамиты

– Шейхиты

+ в Омане – Хариджизм

Буддизм: – 254 млн.

Тхеравада (Хинаяна) ( Таиланд, Камбоджа, Лаос, Мьянма, Шри-Ланка)

– Махаяна ( CHI, JP, KOR, VTM – 600 млн. чел.)

– Ваджраяна ( CHI, Непал, IND, Бутан) – тантрическое направление в буддизме, часть «широкой колесницы»; учение, направленное на достижение состояния Будды за время земной жизни.

Региональные религии:

– Иудаизм (USA, FR, RUS, UKR) – 14 млн.

– Зороастризм (IND, IRN)

– Индуизм (IND, Непал, Бангладеш) – 472 млн.

– Вишнуизм (Кришнаизм и Рамаизм)

– Шиваизм

Джайнизм ( IND)

Сикхизм (IND и др.)

Конфуцианство (CHI, KOR, VTM) – 156 млн.

Даосизм (CHI, VTM) – 31 млн.

Синтоизм (JP) – 57 млн.

7. Этнический фактор в истории.

1. Этнология как история «неисторических» или бесписьменных народов.

2. Межэтнические конфликты. При рассмотрении столкновения двух народов нельзя не учитывать такие их этнические характеристики, как темперамент, обычаи, традиции.

3. Преемственность одного народа по отношению к другому также можно восстановить по этнологическим данным (обычаи, лингвистические антропологические сходства и различия). Миграции древних людей..

4. Человеческая история как история контактов и смешения различных по антропологии, лингвистике, культуре народов. Гумилев полагает, что человеческая история – это постоянная цепь этногенезов, начатая пассионариями.

8. Типы этнических общностей.

1) Народность*. Связующий фактор – государство. Основной симптом – увеличение культурно-информационных связей внутри ЭСО (отсюда – важность письменности) либо расширение рамок однородной культуры. Основной стимул к образованию народности – мобилизация на какие-нибудь работы, призыв в войско и др. Бывает разных уровней.

а) Этникос – совокупность людей, обладающих относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также самосознанием, фиксированным в самоназвании. В отличие от ЭСОсчитается не обязательной принадлежность к определенному государству, наличие территории, экономической и социально-классовой общности.

б) Этносоциальный организм – совокупность людей одной этнической принадлежности, входящих в состав отдельного социального организма (племени в доклассовых обществах, государства в классовых).

* В советской науке примерно с начала 1950-х стал применяться для обозначения различных видов этноса, находящихся стадиально между племенами или союзом племен и нацией.

2) Метаэтническая общность – группы этносов, обладающих (хотя бы в неразвитой, зачаточной или остаточной форме) элементами общего самосознания, основанными на этногенетической близости или на длительном хозяйственном и культурном взаимодействии. Обычно у этих разных общностей возникает нечто общее (ср. эллинизм или позднюю римскую империю).

3) Нация. Результат либо трансформации соответствующей народности в нацию, либо объединения нескольких народностей. Более интенсивные, чем в народности, культурно-информационные связи.

4) Субэтнос. Характеризуется наличием самосознания и самоназвания. Однако по своему происхождению, языку и многим элементам культуры субэтнос представляет собой часть более широкой этнической общности, что также отражается в самосознании его членов и их втором самоназвании или этнониме.

5) Этнографическая группа – локальное подразделение этноса, отличающееся от аналогичных ему своим диалектом (говором) и теми или иными компонентами материальной и духовной культуры, выявляемым главным образом в результате специальных обследований. Может выделиться в результате утери субэтносом особого самосознания.

6) Локальная группа. Компактное поселение представителей некоторого этноса. Чаще всего – социально-экономические коллективы (общины) охотников и собирателей, осваивающие определенные территории. Один или несколько родов. Численность: 30-50 чел.

9. Хозяйственно-культурные типы

(на примере индейцев Америки).

Хозяйственно-культурные типы – исторически сложившиеся комплексы хозяйства и культуры у народов, приблизительно равного уровня развития и живущих в сходных условиях. (По М.Г. Левину и Н.Н. Чебоксарову).

Признаки: характер, облик и уровень развития хозяйства и хоз. деятельности людей. ХКТ характеризует хозяйственно-производительную, технологическую сторону пр-ва, а так же его конкретное этнокультурное выражение, этнологический облик всей общественной системы в целом и социально-экономических укладов в частности.

Первичная, первобытно-общинная эпоха:

присваивающее хозяйство

примитивно-производящее хозяйство

Ко вторичной эпохе относится интенсивно-производящий этап развития хозяйства.

Этапы развития хозяйства:

1) Присваивающий ХКТ:

бродячая охота и собирательство тропиков

специализированная охота и собирательство тропиков

– прибрежное рыболовство и собирательство

охота, рыболовство, собирательство умеренного пояса

+

– пешая таёжная охота

– арктическая охота на морского зверя

– оленная охота

– охота, рыболовство, собирательство с зачатками земледелия и животноводства

2) Ранний производящий ХКТ:

ручное земледелие тропиков

– комплексное хозяйство ранних земледельцев субтропиков

– земледелие и животноводство умеренного пояса

– оленеводство тайги и тундры

3) Развитый производящий (экстенсивный) ХКТ:

– пастушеское скотоводство и земледелие

– кочевые и полукочевое скотоводство номадов

– традиционное земледелие и животноводство предгосударств AFR

– земледелие и животноводство лесной зоны EUR

4) Производящий (интенсивный) ХКТ:

– плужное и ручное земледелие древних цивилизаций (в т.ч. рабовладельческих: Др. GRE и ДР. Рима).

– плужное земледелие средней полосы

– средневековый ремесленно-торговый городской


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: