Поскольку этнологическое исследование жизни американских индейцев началось сравнительно поздно – на рубеже XIX-XX вв., установить, что там было до прихода европейцев очень сложно. Ко времени начала их изучения, индейцы окончательно превратились в лубочный образ, в эссенцию индейского образа жизни, как его представляли себе американцы.
Принято классифицировать до-европейские народы Америки именно по ХКТ, так как это по языкам сделать это просто невозможно; сравнивая ХКТ, кроме того, можно условно сравнить разные общности по уровню развития. Итак:
1. Охотники и рыболовы - Эскимосы и индейцы севера(побережье С. Америки от Аляски до побережья Гренландии, лесные районы).
Охота. На тюленей и моржей, круглогодично (с лодок или через лунки). Мясо – в пищу, шкура – на обувь и лодки, кости – на орудия, жир – в пищу и для освещения/отопления. Охота на оленя, медведя, пушного зверя, мускусного быка, водоплавающую птицу – только летом. Летом же ловили и заготавливали рыбу, собирали ягоды.
|
|
Орудия. Гарпун (копье с отделяющейся головкой, ремнем, воздушным пузырем); лодки – мужские одноместные (каяк с противоводным фартуком) и женские многоместные (для транспортировки добычи; деревянный каркас, кожаная обшивка). Для сухопутной охоты и рыбной ловли: копье, лук, стрелы, силки и ловушки. Зимой – лыжи-ракетки. Собачьи упряжки.
Жилища. Летом – чум (деревянный конический каркас, обшивка кожаная) для маленькой группы людей. Зимой – на побережье в землянках, в иглах. Одежда. Из меха оленя – меховая рубаха с капюшоном, штаны, меховые мокасины с подвязками к поясу, рукавицы. Зимой – 2 комплекта одежды. Для женщин – то же, но штаны и рубаха сшиваются вместе.
Пища. Мясо, жир, рыба, ягоды, коренья, растения.
Социум. Общины и более широкие, но менее жесткие объединения. На С-З сложилось общество со значительным соц. расслоением (!).
Религия. Анимизм (вера в «хозяйку моря»). Шаманизм и тотемизм.
2. Земледельческие народы (комплексное хозяйство) – Аппалачи, могикане, сиу, навахи, индейцы майя, ацтеки и инки.
Хоз-во огородного типа. Подсечно-огневое. Кочевое.Главная культура – маис (5000 до н.э., из центра Америки на север и юг). Также – клубневые, помидоры, фасоль, тыква. Ацтеки и инки выращивали перец, какао, авокадо, табак и хлопок. Очень слабое развитие животноводства (ламы) – из-за огородного типа земледелия. На Амазонке в пищу употребляли водяную лилию Виктория регия и дикий рис.
Орудия. Мотыги, палки-копалки. Появляются топоры, молоты, ножи. Ацтеки и инки обрабатывают камень, создают мозаики, обрабатывают Cu, Ag, Au. У них же была развита торговля.
Жилища. Большие дома со стенами из древесной коры или меньших размеров постройки с заполнением стен глиной. Южнее – пуэбло – сооружения из камня или сырцового кирпича со множеством помещений. У инков были жилища из камня – без окон и мебели.
|
|
Одежда. ♂ – кожаный фартук, набедренная повязка из травы, ♀ – накидка до колен, юбка. У ацтеков практиковалось ношение украшений. У ♂ инков – туника и плащ, у ♀ – широкие пояса и плащи с застежками.
Социум. Филиация – по женской линии. Материнская родовая община у ирокезов – овачира. Племенной совет. У ацтеков – кальпулли– общинные подразделения = кварталы. Целью войны для ацтеков был захват пленных – для жертвоприношений. У инков – айлью – соседская община.
Религия. Культ предков, тотемы, духи, культ солнца и обряды вызывания дождя. У каждого человека свой дух-покровитель. Ацтеки верили в загробную жизнь: хорошую или плохую.
Охота была главным каналом проникновения в культуру индейцев частнособственнических отношений. С I тыс. до н.э. появляются первые города: Теотиуакан майя, Чиму Чан-Чан в Андах, в XIV в. н.э. – Теночтитлан ацтеков, Куско инков.
У майя и ацтеков была оригинальная письменность, у инков – кипу – узелковое письмо. Есть свидетельства о наличии связей между отдельными центрами культур Америки.
10. Историко-этнографические области.
– регионы, в которых вследствие длительного обитания разных народов на одной территории возникла определенная культурная общность, которая определяется, главным образом, общими хозяйственными и культурно-бытовыми чертами.
Но подобная классификация создана ещё не для всех областей мира. К тому же отсутствуют четкие критерии при выделении этих самых историко-культурных областей.
И все же есть несколько основных критериев:
a. Господствующая религия.
b. Метаязык (основной для данной территории).
c. Графемы (всем известное, разбираемое на цитаты, возможно – сакральное литературное произведение).
ИЭО бывают разных размеров и уровней. Например:
а) Кавказ
б) страны Кавказа
в) области стран Кавказа
г) народы областей стран Кавказа
11.Соотношение этноса и языка.
1. Понятия «язык» и «этнос» не тождественны (иногда язык меняется, а этнос остается). Два разных этноса могут иметь один язык (страны Латинской Америки и собственно Пиренейский п-ов).
2. Языковые компоненты определяют границы и своеобразие этноса. Наряду с религией, язык – основа для классификации этносов.
3. Коммуникация – важнейшее условие существования этноса. А без языка она невозможна.
4. Как и этнос, язык изменяется с течением времени (естественный процесс упрощения и адаптации, заимствования из соседних языков).
5. Родство языков обычно означает родство народов. Иногда (как в случае с индейцами Америки), получилось сделать обратные выводы: вывести родство языков из этнического родства (т.к. сложная грамматика индейских языков не позволяла их структурировать).
19. Межэтнические конфликты в современном мире.
1. Стимулы к конфликту: стремление к автономии, ирредентизм, этно- эгалитаризм, ксенофобия, сепаратизм.
2. Основой для межэтнического конфликта может стать любая национально-культурная составляющая.
3. Безболезненного выхода из межнационального конфликта не существует (Геллнер).
Национализм. Стремление совместить этнические границы с политическими. Стремление к тому, чтобы верхушка государства была той же национальности, что и граждане. Эгоизм националистов. Связь национализма с материальным благосостоянием националистов. Количество этносов гораздо больше кол-ва потенциальных государств (Геллнер) => межэтнические конфликты неизбежны.
Типы межэтнических конфликтов:
a. Конфликт психологических стереотипов. С уличными лидерами, стихийные, неуправляемые.
|
|
b. Кофликт доктрин. Чистый национализм. Превосходство одной нации над другой, защита национальных границ, оправдание агрессии своей нации.
c. Конфликт политических институтов. Две стороны конфликта поддерживаются разными политическими системами. В этом случае у враждующих сторон по крайней мере есть представители, которые могут вести переговоры.
13. Этнологические источники.
Этнологический источник – всякое явление, которое может быть использовано для извлечения сведений об этнических объектах.
На ранних этапах – наблюдения купцов, послов, путешественников, судовых врачей и натуралистов (Дарвин, Геродот, Тацит). Эти источники создавались как служебные записи, либо как самостоятельные произведения. В них – иногда ценная информация об исчезнувших народах. Позже – полевые исследования и экспедиции. Уже научный подход к сбору данных. На этом этапе появляется методология этнографии. Привлекаются сведения многих, в том числе естественных, наук (большей частью – прикладных), таких как ботаника, медицина, биология и др (комплексный подход Д.Н. Анучина).
Основные группы источников:
1) Артефакты – материальные предметы культуры изучаемого народа
2) Мемораты – отражения тех или иных сторон этнического объекта
3) Классические письменные нарративные источники
4) Полевой материал (сведения собираемые этнографией)
1. Письменные источники. Самые ценные. Клинопись, папирусы, летописи, хроники, служебные документы. С распространением письменности число и значение таких источников растет.
2. Изобразительные материалы. Фрески, рисунки, барельефы, мелкая пластика, орнаменты и т.д. Ценность таких источников в том, что они существовали тогда, когда письменностью ещё не было.
3. Документальные источники. Фотографии, материалы, собранные в ходе специальных экспедиций, карты и чертежи.
4. Музейные собрания. Женские головные уборы – очень характерная черта любого этноса. Также – костюмы, муз. инструменты и проч.
5. Фольклор. Танцы, народная музыка, песни, загадки и др. Особенно информативны обряды (свадьба, похороны).
|
|
6. Лингвистика. Язык, его развитие. Родство языков обычно означает родство народов, но иногда, в силу исторических причин, такие народы могут различаться по хозяйству и культуре => привлекать другие источники. Бывают и билингвальные этносы.
7. Антропология. Дает важные сведения об этногенезе. По антропологическим данным устанавливается принадлежность к одной из рас.
14. Науки о народах в зарубежных странах и степень их соответствия этнологии.
Наука о народах сложилась в самостоятельную отрасль знаний в ряде стран Европы и в Сев. Америке к середине XIX века.
FR этнология (traditions populaire – народные традиции)