Внутренняя подготовка к проповедничеству

«Без Меня не можете делать ничего», — говорит Спаситель (Ин. 15,5). Нельзя иметь надежду на успех и в миссионерской проповеди без особенной помощи Божией. Помощь эта подается посредством молитвы. Благодать молитвы возвышает и укрепляет дух пастыря-миссионера, располагает сердца слушающих к принятию слова Божия.

Выдающийся миссионер прошлого века святитель Иннокентий, митрополит Московский, считал молитву важнейшим средством миссионерской деятельности. «В обыкновенных делах. — писал он, — если и прибегают к молитве, то в начале — для испрашивания благословения Божия, а в продолжении — для обновления и подкрепления сил и деятелей: здесь молитва есть не более, как помощь, а в деле обращения она есть самое средство, и средство действительнейшее. Без молитвы нельзя ожидать успеха при самых благоприятных обстоятельствах... А потому всегда, и особенно пред всякою беседою с несведущими, которых желаешь просветить словами истины, обращайся к Богу с теплою молитвою»*.

Проповедник-миссионер должен иметь любовь как к своему делу, так и к тем, кому проповедует. «Если проповедник не будет иметь в себе любви — учит митрополит Иннокентий, —... то и самое лучшее и красноречивейшее изложение учения может остаться без всякой пользы,иботолько любовь созидает; а потому старайся иметь в себе дух святой любви»**. Этот дух любви дает особенную силу словам проповедника и располагает к нему сердца слушателей. В этом отношении весьма назидательной для каждого православного миссионера является деятельность святителя Николая Японского. Своим чутким, тактичным отношением к японцам он снискал сначала уважение, а затем и всеобщее расположение к себе. Святитель никогда не оскорблял религиозных чувств японцев, не порицал языческих жрецов и буддийских бонз и потому даже среди них были у него друзья. Пламенея евангельской любовью к каждому человеку. Святитель ходил по домам японцев и старался использовать всякую возможность, чтобы заронить в их души семя христианской веры. Он не забывал о своем апостольском призвании и в домашних условиях: двери его дома всегда были открыты для тех, кто желал его слушать или нуждался в его помощи. Искренняя христианская любовь дает миссионеру власть покорять чужую душу, привлекать ее к себе. «Сердце тут нужно, — писал святитель Николай, — способность проникнуться нуждами ближнего, почувствовать скорби и

* Св. Иннокентий, митр.Московский.Творения, с.241. ** Там же, с.242.

радости ближних, точно свои». Сначала расположить сердца слушателей, а потом нести им слово — в этом заключался основной принцип миссионерской деятельности Святителя.

Непосредственно перед проповедью миссионер должен привести себя в спокойное расположение духа. В противном случае нелегко будет излагать даже тот материал, который усвоен твердо и основательно. Каждая миссионерская проповедь требует соответствующей подготовки и предварительного обдумывания. С этой целью накануне встречи со слушателями тщательно прорабатывается план выступления, определяется его содержание.

План и содержание миссионерской проповеди.

Каждому пастырю в беседах с людьми, далекими от религии и Церкви, нередко приходилось слышать признание в вере в некоторую высшую силу. Этот факт свидетельствует о наличии в душе человека религиозного чувства, которое служит основанием и первоначальным источником естественного богопознания. О существовании этого вида богопознания ясно говорит слово Божие: «Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны» (Рим. 1,19—20). Из этих слов Священного Писания можно сделать вывод о том, какое значение имеет естественное Откровение в деле обращения человека к истинному Богу. Именно с предметов естественного богооткровения и следует начинать свою проповедь миссионеру Церкви Христовой. Замечательный пример этому —речь апостола Павла в Ареопаге (Деян. 17,24—27). Свою речь к язычникам Апостол начинает с учения о Боге Творце неба и земли. Подателе жизни и всех благ. Опыт последующих поколений христианских миссионеров подтвердил незыблемость апостольских принципов внешней миссии. Спустя девятнадцать веков митрополит Московский Иннокентий давал следующее наставление проповедникам-миссионерам: «От бытия и благоустройства, видимых вещей показать бытие (в котором, впрочем, кажется, из них (язычников. - А .Ф.) никто не сомневается), всемогущество, силу и славу Творца вселенной. Его благость, всеведение и прочее. Вместе с сим кратко рассказать историю сотворения первого человека и происхождение от него всех людей и народов, которые в сем отношении суть живые памятники и видимые доказательства творческого всемогущества и премудрости».

Не устарел этот путь богопознания и на исходе XX века, когда православный миссионер может иметь дело с высокообразованными язычниками или атеистами. В наше время, когда осуетившееся человечество почти не замечает красоту, гармонию и целесообразность видимого мира, большую помощь пастырю-миссионеру могут оказать данные современных наук. Истина о премудром и целесообразном устроении мира в настоящее время подтверждена открытиями в различных областях человеческого знания. На основании этих открытий сформулирован так называемый «антропный принцип», который определяется так: «Наблюдаемое значение всех физических и космологических величин не случайно, но продиктовано требованием обеспечить существование областей, где могла бы возникнуть жизнь». Этот принцип, основанный на научном знании видимого мира, говорит о том, что вселенная и действующие в ней законы возникли не случайно, а спланированы так, чтобы были условия для жизни человека и других живых существ. На основании антропного принципа ученые смогли сделать следующие выводы. «Вселенная не есть всего лишь случайное скопище сосуществующих во времени вещей, но, скорее, нечто такое, что заключает в себе множество весьма специфических потенций и свойств, которые приводят к появлению жизни в той или иной ее форме. Предполагается, что эти потенции и свойства не могут проявиться ни с того ни с сего, как простая случайность, но что должно существовать некое причинное основание, осуществляющее их целевой выбор из всей бесконечной совокупности возможностей. Предполагается, что понятие о такой причине возвращает нас, по сути дела, к признанию высшей силы того или иного рода, которую вполне можно именовать Богом». Таким образом, современные научные открытия в области естественных наук, то есть сама природа, весь видимый мир свидетельствуют перед современным язычеством о бытии Высшего Разума и Законодателя — Бога.

Придя к согласию со слушателями в вопросах естественного откровения и изложив учение о Боге Творце и Промыслителе, миссионер план своего дальнейшего выступления может построить по примеру указанной речи апостола Павла в Ареопаге (Деян. 17,22-31). В этой речи после учения о Боге говорится о покаянии, о будущем суде, который совершит воскресший из мертвых Спаситель мира. Взяв за основу построения проповеди этот план, миссионер должен кратко раскрыть основные положения христианского вероучения о человеке. Необходимо изложить учение о двухсоставности его природы, о бессмертии его души, о вечном мучении грешников и блаженстве праведников. Особенное внимание следует уделять изъяснению нравственного закона, который изложен в Библии, а также запечатлен в сердцах человеческих как закон совести. Необходимо указывать на то, что от исполнения этого закона зависит благоденствие людей, напротив, всякое нарушение приносит пагубные плоды (всемирный потоп, гибель Содома и Гоморры). При этом необходимо подчеркнуть, что наказания за грехи постигают не только в этой временной жизни, но простираются в жизнь вечную. «Здесь надо говорить так, чтобы возбудить в них некоторый страх будущих наказаний, — учит святитель Иннокентий Московский, — и когда они будут приведены в это чувство, тогда благовествуй им Иисуса Христа - Спасителя, Искупителя и Надежду всех людей, во утешение им».

Цель всей речи миссионера — привести слушающих в чувство раскаяния и сокрушения. Достигнуть этой цели весьма трудно, но это состояние, по учению святителя Иннокентия, «есть возделанная земля для насаждения семени христианства». В этом случае слова проповедника падают в глубину сердца человеческого и при последующем содействии благодати могут принести обильный плод. При таком расположении духа дальнейшее изъяснение таинств спасения бывает легко для проповедника и удобоприятно для слушателей.

Далее следует указать на необходимость искупления рода человеческого и подробнее раскрыть учение об Искупителе, Его предвечном рождении от Бога Отца, сообщив о тайне Святой Троицы. Затем необходимо сказать о воплощении Сына Божия Господа Иисуса Христа, Его рождестве, земной жизни и учении, страдании, смерти и воскресении, вознесении и втором славном пришествии на землю. Следует также кратко поведать об учениках Христовых, их всемирной проповеди и Евангелии, которое они написали для назидания всех людей. При этом надо сказать, что те люди, которые принимают учение святого Евангелия, называются христианами. После этого можно спросить у слушающих, не желают ли они стать последователями Иисуса Христа и наследниками жизни вечной. Такого содержания речь вполне достаточна для первого выступления пастыря-миссионера. Первая миссионерская проповедь перед слушателями должна быть по возможности краткой и понятной, содержащей в своей основе учение о необходимости веры в Иисуса Христа, покаянии, любви к Богу и всем людям.

В случае успехам проповеди тем, которые изъявят желание стать последователями Христовыми, следует сообщить условия их принятия в Церковь: они должны отречься от своей прежней веры и оставить обычаи противные христианству. Необходимо также изъяснить слушателям таинство св. Крещения, которое является для обращенных средством очищения от всех грехов и видимым знаком вступления в Церковь Христову. Здесь же излагается учение об остальных Таинствах Церкви, о почитании Креста и икон. Особенное внимание обращенных следует обратить на то, что после Крещения они должны жить согласно заповедям Христовым. Эта жизнь возможна только при помощи Божией, которая подается посредством молитвы. Таков схематический план и содержание миссионерской проповеди. Святитель Иннокентий Московский в своих наставлениях миссионерам замечает, что сподоблять таинства Крещения инородцев можно только в том случае, когда они будут научены христианской вере и когда сами пожелают

креститься. Кроме обдуманного плана и содержания, большое значение для успеха миссионерской проповеди имеет знание ее методологических особенностей. Миссионер должен помнить, что к изъяснению последующего материала необходимо приступать только в том случае, когда слушающие хорошо усвоят предыдущий, ибо твердое знание основ христианской веры — залог благоуспешности всей миссионерской деятельности пастыря. Способы благовестия, форма миссионерской проповеди должны соответствовать степени образованности и интеллектуального развития слушателей, их душевному состоянию. Большое значение миссионер должен придавать вопросам слушателей. Эти вопросы должны выслушиваться с большим вниманием, терпеливо и снисходительно. По вопросам слушателей можно легко определить состояние их души, готовность к принятию таинства Крещения. Ответы миссионера должны быть всегда обдуманные, вразумительные, произноситься с особенным расположением и даже лаской. «В преподавании учения, и вообще в беседах с инородцами, — учит святитель Иннокентий Московский, — будь кроток, ласков, прост и отнюдь не показывай величавого учительского вида, чем весьма можно повредить успехам своего дела»*. Обращение к Богу людей, находящихся во тьме неведения,— процесс многотрудный для миссионера и весьма болезненный для самих слушателей. Перемена веры всегда сопряжена не только с отказом от религиозных убеждений, в которых родился и вырос человек, но, в большинстве случаев, с изменением всего строя жизни обращенного, его нравов и обычаев. К тому же этот процесс всегда связан с внутренней борьбой в душе человека, которая часто отягощается сопротивлением новой вере родственников или соплеменников обратившегося ко Христу. Поэтому каждый пастырь должен подготовить себя к длительному и терпеливому труду на ниве миссионерской проповеди и не ждать скорых успехов. Миссионерская проповедь о Христе людям, удалившимся от спасительной истины, — поистине служение апостольское, а обращение их ко Христу — дело рук Божиих. Однако, несмотря на харизматичность этого служения, его успешность в немалой степени зависит и от человеческого фактора: труда проповедника и правильной постановки миссионерского дела. Целью же всей миссионерской деятельности пастыря должно быть спасение людей, незнающих истину, и слава Христова. Всякие иные побуждения унижают это святое дело, дают ему ложное направление и обычно приводят к печальному концу**. Каждый пастырь-миссионер должен помнить, что русская церковная миссия, преемница кирилло-мефодиевской традиции, всегда имела мирный, ненасильственный характер и никогда не подавляла национальной культуры, народной самобытности и языка. Эта замечательная традиция должна усваиваться и продолжаться современными пастырями-миссионерами Русской Православной Церкви.

* Св. Иннокентий, митр. Московский. Творения, с.255.

** Об этом свидетельствует проповедь христианства среди японцев в XVI—XVII веках. История этого события такова. В 1549 году католический миссионер — португалец Франциск Ксавье — высадился на японский берег и благовестил о Христе. Проповедь была весьма успешной. В начале XVII века христианские церкви и часовни в Японии исчислялись тысячами, а число христиан доходило до двух миллионов. Но вскоре по всей стране на христиан было воздвигнуто жестокое гонение. Виновниками гонений были сами же проповедники христианства — иезуиты, которые действовали в духе нетерпимости и насилия, подкупа и лицемерия. Большой вред христианству в Японии принесли и европейские торговцы, нахлынувшие в эту страну. Злоупотребления вызвали сильное противохристианское движение, что привело к полному уничтожению христианства в этой стране в XVII веке. (Платонова А. Апостол Японии. Петроград. 1916, сс. 12—16.)

ЛИТЕРАТУРА

1. Августин, еп. Иппонский. Христианская наука. Киев, 1835.

2. Амфитеатров. «Лекции...», с. 11 (по: прот. А. Ветелев. Гомилетика, с. 125).

3. Амфитеатров Я. К. Чтения о церковной словесности или Гомилетика. Киев, 1846.

4. Архиепископ Амвросий (Ключарев). Живое слово. Харьков, 1892.

5.Архим.Платон.Православное нравственное богословие.ТЛС,1994.

6. Барсов И. Лекции по Гомилетике, 1886. Литография.

7. Барсов Н. Лекции по православной христианской Гомилетике. 1888/9 уч.г. СПб., Литография.

8. Барсов П., проф. История первобытной христианской проповеди (до 4 века). СПб., 1885.

9. Барсов Н.И. Лекции по Гомилетике, читанные студентам СПб. Духовной Академии в 1885—1886 учебном году, 1886. Литография.

10. Барсов Н.И. Лекции по православной христианской гомилетике. 1888/9 уч. год. СПб. Дух. Академия, Литография.

11. Булгаков Г. Теория православно-христианской пастырской проповеди. Курск.

12. Ветелев А. свящ. Гомилетика. Курс академических лекций по теории и практике церковно-православного проповедничества. Москва — Сергиев Посад (Загорск). 1949, На правах рукописи.

13. Вознесенский Н., прот. Курс Гомилетики. Литография. Без тит. листа.

14. Гроссу Н., свящ. Исторические типы церковной проповеди. Киев, 1910. (Сборник по Гомилетике. А—9, П—23114598).

15. Духовный регламент. Регулы о проповедниках слова Божия. М, 1904.

16. Еп. Арсений, ректор МДА «I сентября 1899 г». («Богословский вестник», 1899, № 10).

17. Еп. Феофан. О Православии с предостережениемот погрешений против него. М., 1991.

18. Еп. Феофан. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? М., 1914.

19.Еп. Феодосий, Полоцкий и Глубокский. Гомилетика, Сергиев Посад, 1999.

20. Зеньковский В., прот. Апологетика.Рига, 1992.

21. Макс Планк. Религия и естествознание. «Вопросы философии», 1990, № 8.

22. Митр. Илларион. «Слово о законе и благодати». Париж.

23. Митрополит Московский Иннокентий. Творения. Кн. 1. М.. 1886.

24. Настольная книга священнослужителя, т. 2, М., 1978.

25. Настольная книга священнослужителя, т. 5, М., 1986.

26. О должностях пресвитеров приходских. М., 1850.

27. Папство и его борьба с Православием. М., 1993.

28. Певницкий В.Ф. Церковное красноречие и его основные законы. Киев, изд. 2-е, 1908.

29. Поторжинский М.А. прот. История русской церковной проповеди в биографиях и образцах пастырей-проповедников IX—XIX вв. Киев, 1901.

30. Прот. В.Нордов. «Сеятель благочестия», СПб.. 1891.

31. Разумихин А. Н. История русской проповеди. М., 1904.

32. Раннехристианские отцы Церкви, Брюссель, 1978.

33. Рождественский Дм., свящ. Элемент современности в словах и беседах Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго. Сергиев Посад. 1907 (Творения, т. VI. изд. 4).

34. Св. Амвросий Медиоланский. О должностях священнослужителей Церкви Христовой, Киев, 1875.

35. Св. Григорий Великий-Двоеслов. Правило пастырское или о пастырском служении, Киев, 1872.

36. Св. Василий Великий. Творения, т.8, ч. IV, Б. 22.

37. Св. Василий Великий. Творения. Ч. 4,1892, беседа 2.

О зависти, (по Триодину, с. 208).

38. Св. Григорий Богослов. Творения, М., 1884.

39. Св. Иннокентий, митр. Московский. Творения. М., 1836.

40. Св. Ин. Златоуст, т.1. СПб., 1898.

41. Св. Иоанн Златоуст, Творения, т. 7, СПб., 1911.

42. Св. Иоанн Златоуст. Творения, т. 3. Изд. Сойкина.

43. Св. Иоанн Златоуст. Творения, т.8, СПб., 1902.

44. Св. Иоанн Златоуст. Творения, т. 9. СПб., 1903.

45. Св. Кирилл, архиеп. Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные. М., 1991.

46. Святой Исидор Пелусиот. Творения, ч. 2. М., 1859.

47. Святой Исидор Пелусиот. Творения, ч. 1,1859.

48. Священномученик Петр Дамаскин. Творения. Киев. 1905.

49. Силк Дж. Большой взрыв. М.. 1982.

50. Слово о священстве свт. Иоанна Златоустого, сочинения блаж. Иеронима, свт.Амвросия Медиоланского,свт.Григория Двоеслова.(Барсов Н.Лекции.,с.120.

51. Ставленая иерейская грамота.

52. Тареев М. По вопросам Гомилетики. Св.Троицкая Сергиева Лавра. 1903.

53. Типикон, 10 глава.

54. Фаворов Н. прот. Руководство к церковному собеседованию или Гомилетика. Киев, 1897.

55.Чиновник архиерейского священнослужения. Книга 1.М.,1982.

56. Шипунов Ф.Я. Мир подошел к своему концу. М., 1992, № 11-12.

57. Юрьевский А., свящ. Гомилетика или наука о пастырском проповедании слова Божия. Киев, 1903.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: