Основными методами исследования в психолингвистике считаются эксперимент и интроспекция.
Эксперимент – это такой метод исследования предмета, когда он помещается в искусственно созданную ситуацию для наблюдения за его развитием, после чего делаются выводы о его существенных свойствах. Ход эксперимента включает такие этапы: 1) формулировка общей задачи исследования; 2) выдвижение рада гипотез поведения предмета в эксперименте, в том числе основной (рабочей); 3) разработка условий эксперимента; 4) проведение эксперимента; 5) формулировка выводов и внесение изменений в первоначальные представления о предмете. Приведём пример свободного ассоциативного эксперимента со словом: испытуемому даётся какое-либо слово-стимул, на которое он должен отреагировать любым другим словом или фразой, пришедшим ему в голову: вода – мокрая, поэт – Пушкин, хвост – собачий, телефон – звонить и т.д. Цель такого эксперимента – определить, как связаны слова в сознании человека.
Интроспекция – самонаблюдение над внутренними образами, возникающими в нашем сознании, когда мы слышим слова: например, лёгкий, пушистый, белый.
|
|
К проблемам психолингвистических исследований относятся:
1) невозможность изучения одних лишь фактов без предполагаемой теории. Психолингвистика изучает скрытые процессы сознания человека. Это невозможно осуществить методами прямого наблюдения. Необходимы гипотезы, правдивость которых можно доказать с помощью экспериментов. А для этого нужны предполагаемые теории. Данный факт даёт основание некоторым учёным упрекать психолингвистов в необъективности: ведь наличие предполагаемой теории в сознании учёного делает возможным «освещение» фактов в нужном для него направлении;
2) необходимость использования моделей в изучении сложных объектов. Модель не может адекватно отражать все свойства моделируемого объекта. Но она даёт представление о его существенных свойствах. В истории лингвистики известно несколько метафорических моделей:
· Язык – это живое существо
· Языки могут быть родственниками
· Язык – это механизм, система
· Языковая информация в сознании человека имеет сетевую организацию;
3) необходимость различать объект и предмет исследования. У психолингвистики объект исследования один – внутренние процессы сознания, а предметов много – речь детей, взрослых, творческих личностей, больных людей и др.;
4) осознание важности познавательной установки, определяющей предмет, метод и результат исследования. Например, установки «Язык состоит только из материальных единиц» и «язык содержит и нематериальные явления» позволяют сделать различные выводы.