История возникновения психолингвистики

Зарождение психолингвистики датируется летом 1953 г., когда Ч. Осгуд и Дж. Кэрролл проводили в университете штата Индиана (США) семинар по лингвистике и психологии. Термин «психолингвистика» впервые употребил американский психолог Н. Пронко в 1946 г. Советские учёные приняли термин «психолингвистика» в 1966 г., когда в Москве проходил первый семинар по психолингвистике под руководством А.А. Леонтьева.

Психолингвистика имеет давние философские, психологические и лингвистические корни. В основании психолингвистики лежит несколько идей:

1) динамический подход к языку как творческой деятельности (Вильгельм фон Гумбольдт, А.А. Потебня, М.М. Бахтин, представители французской постструктуральной школы, Ю. Лотман, Б.М. Гаспаров и др.). Язык рассматривается как явление, лишённое структурного единства, как подвижно-текучий творческий феномен;

2) осознание важности эксперимента в лингвистике (В. Вундт, И.А. Бодуэн де Куртенэ, Л.В. Щерба). Л.В. Щерба создал фонетическую лабораторию в Петербурге. По мнению Щербы, только наблюдая над речью, лингвист может проверить правильность своих теоретических построений;

3) концепция речевой деятельности в советской и зарубежной психологии. Л.С. Выготский в 30-е годы ХХ в., наблюдая над детской речью, заметил, что она строится не по языковым моделям, а путём запоминания целых выражений. Он рассматривал речь как динамическое явление, зависящее от ряда факторов, и ввёл в науку понятие внутренней речи.

Существует международная организация прикладной психолингвистики, которая проводит международные симпозиумы один раз в три года. В России существует психолингвистический центр в Институте языкознания Российской Академии наук.

Структура курса «Основы теории речевой деятельности».

В наш курс входят следующие темы:

1. Введение в психолингвистику.

2. Уровни языка в свете психолингвистики.

3. Текст в речевой деятельности.

4. Мышление и речь. Речевая структура мозга.

5. Детская речь в дошкольном возрасте.

6. Социальная психолингвистика. Психолингвистика межличностного общения.

7. Социальная психолингвистика. Речь как творчество.

8. Овладение иностранным языком как психолингвистическая проблема.

9. Стратегии изучения разговорной речи.





Подборка статей по вашей теме: