Престиж как элемент функционирования организации в обществе

Социальный престиж, значимость, привлекательность, приписываемые в общественном сознании различным сторонам деятельности людей. Объектами Социальный престиж чаще всего оказываются социальные роли (например, профессии, место в организации), действия людей (например, в сферах общественно-политической жизни и досуга), их психологического качества (инициативность, смелость, интеллектуализм), физические достоинства (красота и т. д.), блага и услуги различного назначения (например, имущество, потребительские товары, культурные ценности) и, что особенно важно, социальные группы, институты, организации. Социальный престиж тесно переплетается с такими явлениями, как авторитет, уважение, влияние. В конечном счёте носителем Социальный престиж оказывается сама личность, которая наделяется в общественном сознании (всего общества или отдельных групп) большим или меньшим Социальный престиж Некоторые материальные объекты становятся на более или менее длительный срок символами.

Существование феномена Социальный престиж легче всего обнаружить в оценках (чаще всего вербальных), с помощью которых люди ранжируют (т. е. выстраивают в ряд) объекты Социальный престиж, а также в тех действиях, в которых они проявляют свои предпочтения.

Марксистское понимание природы Социальный престиж исходит из того, что престижные оценки имеют объективную основу в социальной действительности и прежде всего — в существующей социальной структуре и формируются под решающим воздействием господствующей системы ценностных ориентаций, позволяющей примерно соизмерять различные явления в связи с их ролью в удовлетворении общественных потребностей. Зависимость престижных оценок от системы ценностных ориентаций объясняет их динамичный характер. Например, одни и те же занятия пользовались разным Социальный престиж в различные исторические эпохи. Вместе с тем престижные оценки обладают известной устойчивостью и нередко сохраняются и после исчезновения породивших их условий.

В антагонистическом обществе одни и те же объекты пользуются неодинаковым, а иногда и противоположным по знаку престижем у людей, принадлежащих к разным классам, социальным и демографическим группам. Господствующая в этом обществе идеология утверждает престиж богатства (число рабов, крепостных, размер земельной собственности, капитала), знатности происхождения и социальных связей, роли в бюрократической иерархии. В то же время среди трудящихся масс большим престижем пользуются люди, обладающие талантом, профессиональным мастерством и трудолюбием, борцы за социальную справедливость.

Определённые колебания Социальный престиж имеют место и в социалистическом обществе. Однако процесс сближения классов и социальных групп здесь ведёт постепенно к выравниванию престижных оценок представителей различных социальных групп.

Важная роль Социальный престиж в общественной жизни в конечном счёте объясняется стремлением человека приобрести уважение в своей социальной среде, потребностью в самоутверждении личности. В то же время от меры Социальный престиж личности или организации во многих случаях зависит успешность достижения поставленных ими целей. Поэтому стремление к приобретению или сохранению высокого Социальный престиж играет заметную роль в мотивационной сфере личности, действиях различных организаций. Социальный престиж поощряет полезную для функционирования и развития общества деятельность. При социализме положение человека в обществе определяется главным образом его трудом. В связи с этим эффективный творческий труд обладает высоким престижем, являющимся важным стимулом профессиональной деятельности трудящихся социалистического общества. В то же время фетишизация Социальный престиж способна оказать отрицательное влияние на общественную жизнь. Она характерна для буржуазного общества. В частности, разжигаемый рекламой спрос на новые товары часто обусловлен не столько улучшением их свойств, сколько соображениями престижа. Негативное влияние на общественную жизнь оказывает также искусственное раздувание с помощью средств массовой коммуникации престижа отдельных личностей или организаций. В США в 70-е гг. появились специальные фирмы, организующие по поручению клиента соответствующие кампании. Стремление обладать престижными в данный момент профессиями нередко приводит к неравномерному распределению трудовых ресурсов между отдельными видами занятий.

Эмпирические исследования Социальный престиж в социалистических странах (престижа профессий, источников массовой информации, потребительских благ в связи с изучением спроса и моды и др.), в которых широко используется техника измерения Социальный престиж (в частности, шкалы, факторный анализ и др.), играют важную роль в подготовке решений на разных уровнях социального управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: