Тема 23. Правовое регулирование рынка ценных бумаг

Оборот регулируется нормами частного права с ощутимым влиянием норм публичного права на эти отношения.

2 большие сферы регулирования с отдельными объектами гр прав – где гос-во хочет присутствовать:

А) оборот недвижимости

Б) оборот ценных бумаг

Сердцевина в 2 случаях = нормы договорного права. Гос-во хочет участвовать, потому что:

А) сделки слишком сложны

Б) имущество ценное

В) имущество социально значимое

Разница в организации оборота:

А) оборот недвижимости – гос-во берет на себя прямую функцию по обеспечению стабильности оборота:

ü единый гос реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, гос-во берет на себя функцию регистратора. Момент регистрации связан с переходом права (не момент заключения сделки). Акт гос регистрации – как публичный элемент из сложного юр состава возникновения права собственности.

ü Плюс гос-во готово компенсировать участникам гр оборота затраты на недействительные сделки, если они добросовестные участники. Узкая, правда, сфера.

Б) Оборот ценных бумаг.

ü Здесь же гос-во делегирует публичные функции частным субъектам. Так что в сложном юр составе есть решения таких субъектов, имеющие правоуст-щие значение.

ü Плюс прямые и надзорные функции со стороны гос-ва тоже есть

Инфраструктура фондового рынка (рынка ценных бумаг). Что происходит:

1. Первоначальная эмиссия. – выпуск и размещение акций.

Эмитент --à Акционер (инвестор). Один хочет разместить акции, другой – приобрести.

Объекты сделок: ценные бумаги. Эмиссионные.

2. Сделки продажи - сделки на вторичном рынке.

Продавец à Покупатель

Объекты сделок: ценные бумаги. Неэмиссионные.

Сущ-т эмиссионные и неэмиссионные ценные бумаги.

Эмиссионные:

А) документарные

Б) бездокументарные - наиболее распространена торговля именно ими.

Сделки не между эмитентом и акционером только заключаются, есть и иные частные субъекты:

1) брокеры – оказывают помощь как инвесторам, так и эмитенту при размещении цен бумаг

2) доверительные управляющие – управляют ценбумагами

3) дилеры – от собственного имени на рынке (по факту это эмитенты или акционеры)

4) клиринговые компании (точнее, клиринговые структурные подразделения т.и.и. организаций). Их цель: обеспечить учет разнонаправленных и взаимных прав, провести расчеты

5) фондовые биржи – цель: организовать оборот ценбумаг и содействовать устойчивости инфраструктуры.

Все это сфера частного права. Договоры между эмитентами и брокерами, между фонд биржами и брокерами, м\у клиринг компаниями и инвесторами… - все это договорная основа. Много типовых договоров. В любом случае сфера частного права.

До второй половины 1990ых годов гос-во не сильно активно следило за фонд рынком. Скандалы и мошенничества в сфере ценбумаг. Стали субъектов наделять публично значимыми функциями. Нужна учетная система оборота ценных бумаг. Просто частным субъектам это нельзя было доверить. 2 института было сформировано в публичной сфере:

1) институт депозитариев

2) институт регистраторов

практика зарубежных стран знает совмещение этих функций – институт и депозитария, и регистратора сразу. Или только 1 функция. В РФ было противоборство: ЦБ – за депозитария. ФКЦБ (фед комиссия по рынку цен бумаг) продвигала регистраторов. В итоге укоренились оба института. Они выполняли функции сдержек и противовесов.

***Мин имущ отношений (был Гос комитетом по имущ отношениям) + параллельно Фонд имущества = были такие институты в эпоху приватизации. Госкомитет формировал методологическую основу, правила, а Фонд заключал сделки, которые опять-таки были контролируемы Госкомитетом. Злоупотребления неизбежны, но раз есть конкуренция между госорганами = негативные последствия слабо контролируемых приватизац процессов смягчены.

В нашей ситуация тоже ин-т депозитариев и регистраторов неким образом конкурируют.

Институт регистраторов до 1 сент 2014 содержит:

1) институт реестродержателей, не являющихся регистраторами – внутр компании (АО, которые в силу закона вели собственные реестры. А с 1 сент 2014 реформированы юрлица, они утратили право держать собств реестры). Этот институт ушел в прошлое.

2) Регистраторы только остались.

Разница между депозитариями и регистраторами.

Депозитарий Регистратор
Депозитарий, кп, на службе у инвестора. Инвестор (а это акционер, противостоит эмитенту) для легитимации сделки через брокера вынужден обращаться к депозитарию. Депозитарий обеспечивает права инвестора. В то же время эмитент обращается к регистратору. Регистратор обеспечивает д-ть эмитента. Эмитент = юрлицо – выпускающее акции.
Депозитарий учитывает ценные бумаги, принадлежащие инвестору-акционеру Регистратор ведет реестр акционеров, учитывает бездокументарные ценбумаги на лицевых счетах общества.
   

Взаимодействуют депозитарий и регистратор д с д. Зафиксировали права депозитарии – передали инфу регистраторам.

Учет прав в соотв системах реестра является тем моментом, с которым связывается переход права. Т.о., хоть депозитарий и регистратор = частные субъекты и не действуют от лица гос-ва, НО наделены публично-значимыми функциями. (как нотариусы или арбитр управляющие).

Депозитарий – номинальный (формальный) держатель акции в отношениях с регистратором. Поскольку регистраторам (их всего 47 по РФ) надо фиксировать много сделок – это сложно. Поэтому привлекают еще одного субъекта – субподрядчика (трансферагента)

Ø Трансферагент работает непосредственно с акциями. Между депозитарием и регистратором.

Гос-во ограничило правоспособность этих субъектов. Только этой д-тью могут заниматься и ничем больше! Тенденция укрупнения игроков – мало осталось субъектов-игроков на рынке, монополизация.

Ø Создан тн центральный депозитарий. Небанковская кредитная орг-ция Национальный расчетный депозитарий – назначена в качестве этого депозитария.

Ø ЦБ РФ – осн контролирующая орг-ция рынка цен. Бумаг, в структуре несколько департаментов. ЦБ РФ пришел на смену фед комиссии по рынкам цен бумаг (ФС по рынку цен бумаг). Значительное число актов, принятых этой службой, сохраняет свое значение до сих пор. ЦБ с одной стороны создает правила игры, с др стороны, выполняет функции надзора

Ø СРО – рынок цен бумаг = один из первых, где гос-во стимулировало создание СРО. НАУФР (Ноуфор???), Партат – проф ассоциация регистраторов, трансферагентов..


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: