пробел. Лекция пропущена. Любезно восстановлена

Организованные торги.

Конечно, сам термин может ввести в заблуждение, и помимо того, что сама тема не очень простая, сложная, но и даже терминология, которая использована законодателем, способна ввести в заблуждение. Когда мы говорим об организованных торгах, мы фактически говорим о биржевой деятельности. О том, почему законодатель решил использовать термин «организованные торги», я должен обратить ваше внимание на то, что организованные торги – это то, что до 2011 года традиционно называлось биржевой деятельностью, ну и соответствующая терминология использовалась в законе. Когда мы говорим об организованных торгах, мы имеем в виду три больших рынка: во-первых, это организованный рынок товаров, то есть, тот рынок, который управляется в рамках системных организаций, бирж, мы имеем в виду также второй компонент – это фондовый рынок, или рынок ценных бумаг, и в-третьих, мы имеем в виду валютный рынок, то есть, торговолю валютой. Вот 3 компонента, которые составляют так называемые организованные рынки.

В 2011 году была проведена реформа регулирования этих рынков, довольно существенная реформа, до 2011 года регулирование каждого из этих рынков, оно осуществлялось разными законами. Ну что касается фондового рынка или рынка ценных бумаг – понятно, что основное регулирование, оно осуществлялось за счет ФЗ «О рынке ценных бумаг», закона, который был принят 22 апреля 1996 года. Конечно, примыкающие к нему законы и подзаконные НПА.

Организованный товарный рынок, он регулировался законом о товарных биржах и биржевой торговли. Это старый закон, он был принят еще как закон РФ в 1992 году, 20 февраля, инкорпорированый в нашу правовую систему № 2383-1. Закон о товарных биржах и биржевой торговле.

И третий рынок, валютный рынок, он регулировался за счет таких, своего рода, мозаичных вкраплений в другие законы, но прежде всего, значение имел ФЗ от 10 декабря 2003 «О валютном регулировании и валютном контроле», а также ФЗ 10 июля 2002 «О ЦБ РФ». Ну и кроме того, значительный массив актов составляли подзаконные акты, которые принимались ЦБ. Естественно, что как практики, так и теоретики, как юристы, так и экономисты обращали внимание на фрагментарность регулирования, на несогласованность различных правовых норм, которые содержались в этих актах, ну и конечно же,обращали внимание на необходимость унификации общих подходов, начиная от терминологических, и кончая понятийными, институциональными подходами. При всем при том, что это различные рынки. Нужно сказать, что подготовка к реформированию велась довольно-таки долго, и такое реформирование, оно состоялось в 2011 году. Это реформирование состояло в том, что был принят ФЗ от 21 ноября 2011 года №325-ФЗ «Об организованных торгах». Ну и соответственно, закон о товарных биржах и биржевой торговле 1992 года утратил силу, при этом был существенным образом изменен ФЗ «О рынке ценных бумаг», из него исчезла целые главы, которые ушли в закон об организованных торгах. Но было бы, конечно, неправильным изучение вопроса об организованных рынках ограничивать только внимание к ФЗ «Об организованных торгах». Этот закон принимался с сопутствующими законами, и без этих сопутствующих законов невозможно понять, ни инфраструктуру вот этих организованных рынков, ни понятия, которые используются этим законом. Даже по той простой причине, что в законе об организованных торгах содержится довольно значительное количество отсылок к иным законам. Таким образом, мы можем подвести некий итог и констатировать, что это реформирование организованных торгов, биржевых прежде всего, торгов, оно состояло в принятии центрального ФЗ «Об организованных торгах», а также примыкающих к нему иных законов. Что это за законы?

ФЗ от 7 февраля 2011 года №7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности». Ну вот этии 2 закона – об организованных торгах и о клиринге, они переплетаются, они конечно, единого целого не составляют, но очень серьезно переплетаются, мы еще поговорим и о том, что такое клиринг, и что такое клиринговая деятельность, и какое место в инфраструктуре организованных торгов занимает этот институт. Вот сейчас на уровне обзора законодательства констатируем это.

Кроме того, важное значение, и тоже интегрирующее значение имеет еще один ФЗ, который был принят в 2011 году, 7 декабря 2011 года, закон уже знаком вам по теме «рынки ценных бумаг», это закон за номером 414-ФЗ «О центральном депозитарии». Как я уже говорил, важное значение для регулирования имеет ФЗ «О рынке ценных бумаг», вот как раз в рамках реформы 2011 года в этот закон и были внесены существенные изменения, и в частости, именно этот закон использовал такой термин как фондовые биржи, товарно-сырьевае биржи – термин, который использовался законом о товарно-сырьевых биржах, а вот закон о рынке ценных бумаг, естественно, использовал термин фондовые биржи. Вот эта терминология, и глава соответствующая, посвященная фондовым биржам, она ушла из закона о рынке ценных бумаг, была исключена, а соответствующие обобщенные нормы, они ушли в закон об организованных торгах. И еще один аспект, связанный с реформированием организованных торгов, он связан с тем, что на финансовых рынках появился мегарегулятор, о чем тоже довольно много и подробно говорили. В качестве такого мегарегулятора выступил ЦБ. И эта реформа, она имела место в 2013 году, когда была упразднена федеральная служба по финансовым рынкам, были упразднены федеральная служба по надзору за страховым рынком, а ЦБ совместил в себе функции и регулятора и надзирателя за всеми финансовыми рынками. Такая реформа, она проводилась летом 2013 года, был принят ФЗ от 23 июля 2013 года №251-ФЗ «О внесении изменения в отдельные законодательные акты РФ в связи с передачей ЦБ полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков». Ну и нужно сказать, что в период, предшествующей реформе, реформе организованных торгов, было принято, так случилось просто, было принято много подзаконных НПА, в которых были урегулированы те или иные аспекты, связанные с деятельностью организаторов торгов и участников этих организованных торгов. Ну наиболее важные примеры – Постановление Правительства 2 марта 2010 года №111. Этим постановлением было утверждено положение о лицензировании деятельности биржевых посредников и биржевых брокеров. Или, например, Постановление Правительства от 4 марта 2010 года №121 – им было утверждено положение о лицензировании деятельности товарных бирж. Ну и еще ряд других законодательных актов. Довольно широкий круг НПА, регулирующих деятельность бирж, был принят в период, предшествующей реформе.

Ну мы с вами, поскольку говорим об источниках регулирования, организаторов торгов, или участников торгов, конечно же, мы не можем не сказать и о том, что отношения в этой области, они регламентированы также и локальными НПА, которые принимаются организаторами торгов. Речь идет о уставах бирж, торговых систем, речь идет о правилах организованных торгов, речь идет о положениях о подразделениях организаторов торгов. На этом тоже делаю акцент по той причине, что в ряде случаев законодатель предъявляет специальные требования к организации торгов и устанавливает обязательность создания неких подразделений, которые занимаются вопросами организации торгов. Естественно, конечно, подобные локальные НПА, они должны соответствовать тем требованиям, которые сформулированы в законодательстве.

Что касается судебной практики, то здесь ситуация достаточно любопытна. Почему я именно таким образом формулирую вопрос – по той причине, что практика арбитражных судов не просто не богата спорами, вытекающими из биржевых сделок, а такие споры единичные. Причем, это касается не только Президиума ВАС, но и практики судов региональных, судов первой инстанции, и т д. А что касается практики ВАСа, то на уровне обобщения практики, на уровне попытки создать, не просто рассмотрение конкретных дел, а подготовка информационных писем, вот на таком уровне по моим сведениям ВАС лишь дважды обращался к вопросу биржевых сделок. Причем, первое обобщение, оно имело место 27 ноября 1992 года, сразу после принятия закона о биржевой торговле. С чем это было связано? В России на тот момент существовали если не тысячи, то сотни точно бирж. Сейчас их несколько десятков, тогда их были тысячи, по ТВ шла постоянная реклама бирж. Соответственно, не совсем было понятно, что это такое, каким образом организовывать их деятельность, государство не регламентировало деятельность биржевую особым образом, и соответственно, как только была организована арбитражная система, она была организована в РФ в 1992 году, система арбитражных судов, то уже к осени они подготовили определенного рода рекомендации, там в основном даются характеристики сделок, которые совершаются на биржах, и соответственно, обзор практики разрешения сопров, которые связаны с исполнением биржевых сделок. А второй раз ВАС обратился к вопросам практики разрешения споров, возникающих из биржевых сделок, ну это тоже была не более чем попытка вторгнутся в эту сферу, был подготовлен проект информационного письма президиума ВАС, он называется «Об отдельных вопросах разерешения споров из договоров процентного свопа». Вот одну сделку взял Президиум, но опять я вам подчеркну, это был не более, чем проект письма, которое в конечном итоге, так и не был принят. Таким образом, подводя итог рассуждениям об арбитражной практике, касающейся биржевых споров, мы сделаем вывод о том, что практика эта очень небогата. Единицы этих дел. Возникает вопрос – почему споры из биржевых сделок не доходят до арбитражных судов? Споры наверняка же возникают? Так вот, мое личное мнение, мои наблюдения за этой ситуацией, они заключаются в том, что в рамках биржевых инфраструктур созданы буквально диктаторские инфраструктуры, которые самым серьезным образом влияют на недобросовестность поведения участников биржевой торговли, мы об этом еще тоже поговорим, причем, юрисдикция, которой подчиняются участники биржевых торгов, это юрисдикция третейских судов, которые создаются самими биржами, ну и соответственно, разработаны очень эффективные механизмы воздействия на недобросовестных участников биржевых сделок. То есть, степень доверия величайшая между тем ограниченным кругом лиц, которые вовлечены в биржевые сделки. И почему – вы поймете, когда мы будем обсуждать вопросы инфраструктуры бирж и торговых систем.

Вовзращаемся к закону об организованных торгах. В самом законе сформулировано, что им регулируются отношения, которые возникают на организованных торгах на товарном или финасовом рынках, устанавливаются требования к организаторам, участникам таких торгов и определяются основы государственного регулирования указанной деятельности и контроля за ее осуществлением. Вот каким образом закон определяет те отношения, которые подпадают под его регулирующее воздействие. Что обращает внимание на себя в этом определении? Видим, что предметом регулирования являются отношения, возникюащие на товарном, и как сказанов законе, финансовом рынках. Вспомните, с чего я начал? Я начал с того, что характеризуя организованные рынки, я выделил 3 сегмента. Это товарные рынки, это рынок ценных умаг и это валютный рынок. Законодатель также, как и в тех посылах, которые я сделал, говорит, во-первых, о товарном рынке, но он говорит и о финансовом рынке. Возникает вопрос – как соотносятся понятия финансового рынка, а также рынка ценных бумаг и валютного рынка? Ну меньше споров о товарном рынке, тем не менее, давайте сформулируем, что такое товарный рынок.

Под товарным рынком обычно принято понимать такую систему субъектов товарного оборота, которая включает отношения производителей, потребителей, посредников, а также организаций, которые обеспечивают взаимоотношения этих субъектов. И целью такой системы является обеспечение обращения товаров, как правило, производственно-технического назначения. В общем-то, особых таких проблем с товарными рынками, с пониманием товарного рынка нет. Проблемы возникают, конечно, применительно к пониманию того, что же такое финансовый рынок. И эти проблемы как раз состоят в том, чтобы понять мысль законодателя о границах финансового рынка. В самом законе вот этот термин – финансовый рынок, в совокупности этих законов финансовый рынок употребляется множество раз, но понятие финансового рынка не определяется. И фактически, представление о финансовом рынке мы можем подчерпнуть только, если обратимся к перечню финансовых организаций, который определен законом. Вот сейчас я пока не буду анализировать понятие финансового рынка, я просто ограничусь суждением о том, что в целом под финансовым рынком мы будем понимать совокупность и валютного рынка и рынка ценных бумаг, хотя тоже не могу не сказать, что целый ряд законов, определяя круг субъектов, которые отнесены к финансовым организациям, противоречат друг другу. Ну в частности, противоречат друг другу закон о реформе ЦБ, вот то закон с длинным названием и закон о банкротстве, закон о защите конкуренции. Я не буду воспроизводить нормы, просто скажу, что если вы сопоставите перечни финансовых организаций, которые определяются этими законами, вы убедитесь, что это разные перечни. И соответственно, когда мы будем определять границы финансового рынка, то возникают, как минимум формальные проблемы, связанные с вопросом определения границ финансового рынка. Сейчас нам надо сделать общий обзор закона и основных его институтов, поэтому давайте договоримся о том, что под финансовым рынком, терминология реформенного законодательства об организованных торгах, мы понимаем рынок ценных бумаг и валютный рынок.

Закон об организованных торгах, он ограничивает собственное действие, и такое ограничение, оно касается 2-х аспектов. Первый аспект – этот закон, он не применяется к тем отношениям, которые возникают при заключения договоров в виде проведения торгов в форме конкурса или аукциона. О чем речь идет? Речь идет об известных вам статьях 447 и 449 ГК, которые определяют основания и порядок заключения договора путем проведения торгов. И этот закон устанавливает случаи, когда исключительно путем проведения торгов, речь идет уже о «неорганизованных торгах», хотя они тоже организованные, потому что там всегда есть организатор – судебный пристав или иной организатор торгов, но вот такой термин, для того, чтобы отграничить от организованных торгов, мы говорим о неорганизованных торгах, которые регулируются 447-448 и подразумевают проведение конкурса или аукциона в гражданско-правовом смысле этого слова. Так вот, целый ряд случаев отчуждения имущества может быть реализован только на основе 447-449 ГК. Ну о чем речь идет? Речь идет об обращении взыскания на заложенное имущество, только путем торгов в виде аукциона или конкурса. Или случай, когда отчуждается имущество должника на основании законодательства об исполнительном производстве. Или случай, когда реализуется имущественное право в виде права на заключение соглашения о разделе продукции. Вот это все случаи, когда имущество может быть отчуждено только на основании торгов, проводимых по процедурам, установленным ГК. И то, что мы с вами назвали «неофициально организованные торги». Хотя конечно же, они организованные. И еще одно весьма существенное ограничение закона об организованных торгах – это ограничение состоит в том, что оно не распространяется на оптовый рынок электрической энергии. Дело в том, что когда в первой половине нулевых была начата реформа, и эта норма увенчалась целым рядом законов, прежде всего, это ФЗ об электроэнергетике, также примыкающий к нему закон о реформе рынка электрической энергии, ну то, что делал Чубайс в свое время, так вот, в рамках этого реформирования была также создана собственная система организованных торгов, и то, что мы сейчас называем организованными торгами – биржевой деятельности, эта система была воплощена в конкретных инфраструктурных институтах, с соответствующей понятийной системой и сложилась определенная сфера законодательства, сфера регулирования, она очень специфическая, и хотя в значительной степени она схожа с тем, что мы сейчас говорим об организованных торгах, тем не менее, эту сложившуюся систему решили не трогать, оставить ее обособленной, изолированной, имеющей свои источники регулирования, хотя там точно также существует на оптовых рынках организованные торги, и Правительство РФ в качестве уполномоченной биржи, которая занимается уполномоченными торгами по электроэнергии, называла СПб биржу, не важно, в СПб находится биржа, которая занимается, как раз, организованными торгами. Смысл в том, что таким образом вот эти организованные торги на рынке электроэнергии, они имеют собственное регулирование, собственные институции и собственную понятийную систему. И закон об организованных рынках, он не распространяется на эти отношения. Ну в противном случае, если бы попытались распространить этот закон на эту сферу отношений, было бы избыточное регулирование, потому что пришлось бы менять все эти законы, которые были приняты в середине нулевых, которые стали основой современного рынка электроэнергии. Если вы пойдете в магистратуру по электроэнергетике, вы обо всем этом очень много интересного и не очень интересного узнаете!

Итак, даже из того, что я вам сейчас рассказал, становится очевидным, что есть, конечно, вопросы к законодателю относительно того, каким образом он использует термин «организованные торги», и почему он отказался от термина биржевая торговля, и в любом случае у нас есть основания к тому, чтобы критиковать законодателя, но это нам всегда легко делать! Итак, что такое организованные торги? Давайте мы обратимся к закону, легальную дефиницию воспроизведем. Под организованными торгами, согласно ст. 2 ФЗ об организованных торгах понимаются торги, проводимые на регулярной основе по установленным правилам, предусматривающим порядок допуска лиц к участию в торгах, для заключения ими договоров купли-продажи товаров, ценных бумаг, иностранной валюты, договоров РЕПО и договоров, являющихся производными финансовыми инструментами. Вот уже из этого определения мы видим, что у нас 4-й элемент появляется, то есть, у нас есть первый элемент – это рынок товаров, это рынок ценных бумаг, это рынок валюты, есть еще и рынок производных финансовых инструментов, который включает еще и договоры РЕПО. Ну вообще, конечно, подчеркнем, что вот эти договоры торговли производных финансовых инструментов, конечно, они выросли из фондового рынка и примыкают к фондовому рынку, но специфика торговли производными финансовыми инструментами столь велика, что законодатель посчитал необходимым обособить из группы, касающихся рынка ценных бумаг этот инструмент. Очевидно, что вводя термин «организованные торги», законодатель преследовал цель отграничить это понятие от понятия торги, которые использовал в ГК.

Теперь вопрос о том, а почему же все-таки, организованные торги? Почему эе законодатель отказался от термина биржевая торговля? Дело заключается в том, что в качестве организаторов торгов выступают 2 разновидности субъектов. Во-первых, это биржи, и во-вторых, такие разновидности организаторов торгов, которые получили наименование торговые системы. То есть, отказ от этого термина, биржевые торги, он как раз и обусловлен тем, что в качестве организаторов торгов выступают и торговые системы.

О двух разновидностях организаторов торгов, правовой статус которых оказался решающим для того, что была избрана такая терминология, которая может ввести в заблуждение. Давайте сначала несколько слов об общей характеристике правового статуса организатора торгов вообще, а потом поговорим о правовом статусе бирж и торговых систем, и о различиях между этими субъектами. Среди общих вводных положений о правовом статусе организаторов торгов отметим, что в качестве организатора торгов может выступать только то хозяйственное общество, которое обладает лицензией биржи либо лицензией торговой системы. То есть, организатор торгов, один из элементов его статуса – это лицензирование. Причем лицензирование может быть 2-х видов: либо лицензирование в качестве, легитимация в качестве биржи, либо легитимация в качестве торговой системы. Для организатора торгов установлен целый ряд ограничений, которые выливаются в то, что мы можем констатировать, что организатор торгов обладает специальной правосубъектностью. Почему? По той причине, что для организатора торгов установлены ограничения, связанные с возможностью заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью. То есть, он не вправе этой деятельностью заниматься. А также еще целым рядом видов деятельности. По сути, организатор торгов вправе заниматься только деятельностью, связанной с организацией либо биржи, либо торговой системы. В том случае, если организатор торгов занимается несколькими видами деятельности, разрешенными ему, то применительно к каждому виду деятельности он обязан создать отдельное структурное

подразделение. Вот общие положения, касающиеся организатора торгов.

Перейдем к биржам. Как мы уже с вами говорили, из совокупных взаимосвязанных положений законодательства, ну и из практики, мы видим, что существуют торговые биржи, иногда их называют торгово-сырьевые, существуют фондовые биржи, и существуют валютные биржи. На практике, зачастую, они существуют в виде подразделений на фондовых биржах. В свою очередь, из фондовых бирж, как мы уже с вами говорили, произросли биржи или отделения бирж, которые занимаются торговлей производными финансовыми инструментами. Что касается характеристики биржи, - если посмотреть на биржу с экономической точки зрения, то мы можем констатировать, что в качестве или как биржа понимается – действующий по определенным правилам оптовый рынок. Вот в чем суть биржи. На котором осуществляется торговля либо ценными бумагами, на фондовой бирже, либо оптовая торговля товарами, на товарной бирже, либо валютой или драгоценными металлами на валютном рынке. Что касается юридического аспекта понимания биржи, то в качестве таковой понимается организация, объединяющая физических и юридических лиц, владеющих обособленным имуществом и занимающаяся организацией торговли. А также имеющая лицензию биржи. С принятием ФЗ «Об организованных торгах» у нас ушла в прошлое определенного рода двусмысленность, касающаяся биржи, юридическая такая двусмысленность. На основе закона 1992 года о биржах и биржевой торговли биржа могла выступать либо в виде коммерческой организации, либо в виде некоммерческой организации. Сейчас биржа может выступать только в в иде хозяйственного общества, которое создано по законодательству РФ. То есть, таким образом вот эта двусмысленность, которая давала неопределенность в отношении того, чем же биржа занимается, - коммерческой деятельностью или некоммерческой со всеми вытекающими отсюда последствиями, налоговыми и прочими, она ушла в прошлое. Вообще, биржа может быть только акционерным обществом. Для биржи тоже установлен целый ряд требований, формальных требований, которые должны соблюдаться, ну в частности, например, фирменное наименование биржи должно содержать этот термин, это обязательно, для иных организационно-правовых форм установлен запрет использовать термин биржа, если они не занимаются биржевой деятельностью, более того, установлена ответственность, административная ответственность в том случае, если организация, не занимающаяся биржевой деятельностью в своем наименовании использует термин «биржа» - биржа недвижимости! Вот если вы создадите такое ООО, то по смыслу закона вы должны быть привлечены к административной ответственности за использование термина, хотя, наверное, вот это сочетание – биржа недвижимости, оно не будет вводить в заблуждение, поскольку недвижимость не является биржевым товаром.

До того момента, когда был принят ФЗ «Об организованных торгах» в законе отсутствовал специальный термин для обозначения организатора торговли, который не является биржей. Вот теперь с 2011 года в законе этот термин появился. Этот термин, он касается торговых систем. Хотя вот этот термин, он эпизодически использовался в подзаконных НПА, и в частности, Банк России использовал термин «торговая система» именно в том же значении, то есть в значении организации, которая занимается, выступает в качестве организатора торгов, но не является при этом биржей. Каковы основные характеристики правового статуса торговой системы? Ну формальная характеристика торговой системы является организатор торговли, который имеет лицензию торговой системы. Какие установлены требования, формальные требования к торговой системе? Также, как и в отношении биржи, торговая система должна содержать словосочетание «торговая система», наименование обязательно должно быть, правда законодатель оговаривается и говорит, что в качестве альтернативы допустимо использование термина «организатор торговли». Ну соответственно, иным лицам, тем лицам, которые не занимаются организацией торговли, им запрещено в своем наименовании использовать эту терминологию, тоже установлена административная ответственность за использование такой терминологии. Единственное, что, поскольку мы с вами говорили, что рынки оптовые, торговли и электроэнергии, сложилось свое регулирование, вот этот вот запрет на использование термина «торговая система», он не касается оптового рынка электроэнергии и организации, которые занимаются организацией отчуждения оптом электроэнергии, они как раз вправе использовать это словосочетание. Ну и кроме того, для торговых систем также установлены те же ограничения, что и для биржи, - заниматься иными видами деятельности, торговой деятельности, ну и т д.

Что касается отличий бирж от торговых систем – такие отличия можно разделить на 2 группы: во-первых, это сущностные отличия, и во-вторых – отличия формальные. Что касается сущностных отличий, общее правило состоит в том, что только биржа может заниматься организацией рынка производных финансовых инструментов. Торговая система не вправе этого делать. Есть отдельные исключения, но они носят очень локальный характер. Далее, с содержательной точки зрения, биржа может проводить листинг, то есть включение ценных бумаг в котировальный список, так вот, только биржа вправе осуществлять листинг, формировать котировальные списки отчуждаемых ценных бумаг, и вправе производить такое отчуждение ценных бумаг и без включения таких ценных бумаг в котировальные списки, в списки котировок. Вот что касается торговой системы, то торговая система вправе заниматься отчуждением ценных бумаг только без включения этих ценных бумаг в котировальные списки. То есть, котировку ценных бумаг вправе осуществлять только биржи.

Вот такие сущностные отличия, но эти отличия, они повлекли и необходимость и в некоторых формальных разграничениях биржи и торговой системы. Ну прежде всего, связанные с тем, что биржа выдается лицензия на ведение биржевой деятельности, соответственно, торговой системе – лицензия на ведение торговой деятельности, ЦБ сейчас выдает такие лицензии. Различия касаются и размера уставного капитала, если мне не изменят память, по моему, для бирж такой капитал составляет 100 миллионов рублей, а для торговых систем 50 миллионов рублей.

Продолжим характеристику правового статуса субъектов биржевого рынка, или рынка организованных торгов. Понятное дело, что организаторы торгов, они существуют не сами по себе, они существуют, чтоб организовать торговлю. А торговлю реализуют субъекты гражданского оборота, или, как их называет закон, таким обобщенным словом – участники торгов. Вот ради кого существует вся биржевая инфраструктура, - участники торгов. Участники торгов, можно разделить также на 2 категории. 1-я категория, которая именуется «маркет мейкеры». Это официальное наименование, в свое время это был, конечно, сленг, но сейчас этот термин проник в законодательство, используется законодателем. Кто такие маркет мейкеры? Если по-бытовому говорить, то это помощники организаторов торгов, которых привлекают организаторы торгов для того, чтобы поддерживать деятельность на бирже.

Теперь о юридической характеристике маркет мейкеров: маркет мейкер – это участник торгов, который на основании соглашения, заключаемого с организатором торговли, принимает на себя обязательство по поддержанию либо цен, либо спроса, либо предложения, либо объема торгов. В данном случае не важно, что будет предметом таких договоров – товары, валюта или финансовые инструменты, важно что те условия, которые сформулированы в договоре, заключаемом с организатором торгов, в течение тех сроков, которые определены этим договором, маркет мейкер обязан поддерживать либо спрос, либо предложение, то есть те параметры, о которых я говорил. То есть, он выступает в качестве помощника организатора торгов, что позволяет стабильно прогнозировать рынок. В том случае, если маркет мейкер не заключает такого соглашения, то давайте назовем, в законе нету термина, ну назовем его «иной участник торгов». Естественно, наделение статусом маркет-мейкера, оно дает определенного рода преимущества участникам такого рынка, вообще в 2011 году, когда принимали закон, то вот этот термин, он стал новым для нашего законодательства. Как всегда, апробирование имело место в подзаконных актах, и этот институт маркет мейкеров, он был заимствован из англо-американского права, и поэтому проник в акты ФСВР, которая пыталась ввести и ввела этот институт еще до реформы, впервые такое упоминание было в приказе ФСВР от 28 декабря 2010 года, именно этим приказом был утвержден довольно важный акт – положение о деятельности организаций торговли на рынке ценных бумаг. Это системный документ. Вот тогда был апробирован этот институт, заимствован он был из англоамериканского права.

Итак, таков круг участников торгов. Но обратите внимание на то, что участники торгов и организаторы торгов, они не взаимодействуют напрямую. Инфраструктура такова, попытки создать инфраструктуру, они основывались на предположении о том, что в том случае, если напрямую будет противостоять организатор торгов, биржа и участники таких торгов, то в рамках заключаемых договоров купли-продажи не будет гарантий, или гарантии эти будут очень сложно создавать между различными субъектами рынка. И для того, чтобы создать гарантии по исполнению сделок, был введен целый ряд фигур, которые выступают в качестве профессиональных участников биржевой торговли в широком смысле, и в частности, речь идет прежде всего о такой фигуре, которая называется центральный контрагент. Все сделки, которые заключаются участниками торгов, они заключаются через вот эту организацию, так называемый центральный контрагент.

Какова правовая характеристика центрального контрагента? Ну в качестве центрального контрагента, если обратиться к легальной дефиниции, выступает юридическое лицо, являющееся одной из сторон всех договоров, обязательства из которых подлежат включению в так называемый клиринговый пул. Естественно, возникает вопрос – а что такое клиринговый пул? И вот здесь конечно, мы должны обращаться, связь нашего закона, закона об организованных торгах, мы должны обращаться к закону о клиринге и клиринговой деятельности, и именно этот закон определяет эти понятия. Что такое клиринговый пул? Под таковым подразумевается совокупность обязательств, допущенных к клирингу, подлежащих полностью прекращению зачетом. И тогда уже мы должны сказать, что такое клиринг. Клиринг это деятельность, которая направлена на исполнение обязательств, являющихся основанием прекращения этих обязательств. И такой клиринговой деятельностью занимаются специальные организации – клиринговые организации. Зачастую центральный агент совмещает свои функции с деятельностью клиринговых организаций. Помимо того, инфраструктура биржевой деятельности, биржевой в широком смысле слова, деятельности, она включает и иных субъектов, целью которых выступает сопровождение сделок, заключаемых на организованных торгах. Мы когда говорили о рынке ценных бумаг, мы воспроизвели эту инфраструктуру, поэтому я повторяться не буду. Единственное, что хочу обратить ваше внимание, поскольку рынки, регулируемые рынки разные – есть рынок ценных бумаг, есть рынок товаров, валютный рынок, то в некоторых случаях возникают специфические фигуры, сопровождающие сделки на разных рынках. Ну например, на товарных рынках, на товарных биржах существует такая фигура, как оператор товарных поставок. Хотя большинство субъектов, оказывающих профессиональные услуги, они как правило, одни и те же – это диллеры, брокеры, соответственно, те сделки, которые они заключают, носят характер либо договоров комиссии, либо агентские договоры, либо договоры поручений.

Ну и еще один важный момент, на который хочу обратить ваше внимание, - законодатель ввел понятие так называемых финансовых организаций, и с известной долей условности мы можем под таковыми понимать вот эти организации – это фондовые биржи и валютные биржи. Это все финансовые организации. Каков смысл введения этого понятия? Этот смысл носит юридико-технический характер, при помощи этого термина, термина финансовые организации законодатель определяет целый ряд требований к таким организациям. Ну требования, касающиеся их учредителей, этих организаций, запретов заниматься теми или иными видами деятельности, конфликта интересов, которые могут возникнуть у этих организаций, вернее, у менеджмента этих организаций, и т.п. Здесь, в большей степени, это юридико-технический прием, при помощи которого законодатель реализует свои идеи, идеи, касающиеся требований к менеджменту организаций. Вот, собственно, такова общая характеристика тех субъектов, которые задействованы на рынке биржевой торговли. Существует, ну довольно-таки, большая специфика сделок, которые заключаются на биржевой торговоли, и в рамках осуществления деятельности по торговой системе, но поскольку в учебнике дана характеристика этим сделкам, я не буду на этом останавливаться.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: