Первым шагом при формировании антикризисной бюджетной политики должен стать ответ на принципиальный вопрос: жесткая это будет политика или мягкая? Планируется экономить на расходах? Или, наоборот, стимулировать государственные расходы, платежеспособный спрос населения и инвестиции?
Второй шаг – перерасчет бюджета на 2015 год в изменившихся условиях, с учетом разнонаправленных факторов: инфляции, цены на нефть, курса рубля. Вне зависимости от того, какая именно бюджетная политика будет выбрана, не обойтись без точного прогноза реальных доходов. Причем, что важно, доходов именно в рублях. Тщательные расчеты показывают, что сокращения доходов бюджета на 3 трлн рублей, о котором говорил министр финансов, не будет. Потеря части валютных поступлений в результате снижения цены на нефть компенсируется ростом курса доллара к рублю, а возможный трехпроцентный спад экономики – доходами бюджета, полученными за счет более высокой инфляции. Из-за высокой инфляции индекс-дефлятор по ВВП в условиях экономического спада оказывается даже на 2 процента выше того, который правительство заложило в основу бюджета-2015 (105,5 или, по другим оценкам, 106,4).
Таким образом, максимальные потери бюджета по доходам в рублевом исчислении составят не 3 трлн.рублей, а около 700 млрд рублей. Что даже в рамках правительственной концепции «примирения с кризисом» не дает оснований для секвестра бюджета, который в правительстве считают неизбежным. Кстати, основной причиной потери доходов бюджета в нынешней ситуации является «налоговый маневр» (табл.8).
Есть ли альтернатива стратегии урезания расходов? Безусловно. Это мягкая бюджетная политика, стимулирование платежеспособного спроса населения через индексацию (в соответствии с инфляцией) заработной платы работников бюджетной сферы, пенсий и пособий, а также стимулирование инвестиционного спроса. В основе формирования такой политики должен лежать тщательный учет всех доходов, которые может получить бюджет за счет инфляции, курсовых разниц, отмены налогового маневра и в результате мер по стимулированию экономического роста.
В предлагаемом варианте антикризисной программы сокращения доходов бюджета не предполагается. Напротив, предусматриваются дополнительные доходы, которые появятся после отмены «налогового маневра»: снижение НДПИ позволит увеличить налог на прибыль, средства которого поступают как в федеральный, так и в региональные бюджеты. В результате федеральный бюджет получит порядка 16 млрд рублей дополнительных доходов, а региональные - около 160 млрд. Это даст возможность компенсировать бюджетные потери, вызванные введением предлагаемых нами стимулирующих экономический рост налоговых льгот: малому бизнесу и так называемой инвестиционной секторальной льготы – по наиболее приоритетным направлениям поддержки отраслей промышленности.
Не сокращать бюджетные расходы позволит также «техническое» увеличение дефицита бюджета, при котором нет необходимости прибегать к каким-либо заимствованиям, внешним или внутренним. Имеется в виду перенос профицита бюджета 2014 года в бюджет 2015-го. Пока перенесено только 150 млрд. рублей, а 1 трлн будет направлен (по запутанной схеме, но фактически это профицит бюджета 2014 года) на докапитализацию банков. Совершенно излишний и неэффективный расход, недопустимый в нынешних условиях. В Агентстве по страхованию вкладов (АСВ) надо оставить не более 200 млрд рублей, что в принципе сравнимо с теми средствами, которые были потрачены на санацию банков и возмещения вкладчикам в 2008-2009 годах. В нынешних условиях 200 млрд вполне хватит, в том числе, и на помощь банкам в связи с реструктуризацией долга по валютной ипотеке. Остальные 800 млрд нужно направить в бюджет-2015 и использовать как источник покрытия дефицита. Это позволит не сокращать государственные расходы, а, напротив, проиндексировать их по целому ряду направлений (Табл.8).
Принципиальная позиция авторов альтернативной антикризисной программы: бюджетные средства должны использоваться не для докапитализации банков, а направляться на инвестиции в реальный сектор. Соответственно, 450 млрд. рублей из Фонда национального благосостояния, которые предполагалось использовать на докапитализацию банков, должны быть направлены исключительно на инвестиционные цели – под конкретную проектно-сметную документацию. Если проектно-сметная документация уже подготовлена по тем инфраструктурным самоокупаемым проектам, которые предполагалось финансировать за счет кредитов банков в счет средств ФНБ, то такие проекты могут финансироваться непосредственно из бюджету как бюджетные инвестиции в счет средств ФНБ, переведенных в бюджет. Если по каким-то из утвержденных проектов пока не готова (или готова не полностью) проектно-сметная документация, то средств должны быть направлены на другие объекты.
Таблица 8
Сравнение основных характеристик бюджета
(Действующий закона о федеральном бюджете, прогноз при кризисном плане Правительства, прогноз при реализации альтернативной антикризисной программы)
Действующий бюджет на 2015 год | Кризисная программа Правительства | АльтернативнаяАнтикризисная программа | ||
1. | Средняя цена нефти "Юралс", долл США/баррель | 100,0 | 50,0 | 50,0 |
2. | Инфляция, % | 105,5 | 112,0 | 112,0 |
3. | Рост ВВП, % | 101,2 | 97,0 | 103,0 |
4. | Курс доллара США | 37,7 | 65,0 | 65,0 |
5. | Доходы бюджета, всего, млрд. руб. | 15 082,4 | 14 206,0 | 14 905,0 |
5.1. | Налоговые доходы | 9 706,0 | 8 451,0 | 7 983,0 |
5.1.1. | Налог на прибыль | 415,5 | 402,0 | 488,0 |
5.1.2. | НДС | 4 104,6 | 4 186,1 | 4 432,0 |
5.1.3. | Акцизы | 602,9 | 602,9 | 602,9 |
5.1.4. | НДПИ | 4 440,8 | 3 261,2 | 2 461,0 |
5.2. | Неналоговые доходы | 5 376,4 | 5 755,0 | 6 922,0 |
5.2.1. | Ввозные таможенные пошлины | 623,0 | 1 094,0 | 1 094,0 |
5.2.2. | Вывозные таможенные пошлины | 3 331,8 | 4 097,3 | 5 219,0 |
5.2.3. | Доходы от использования имущества | 564,9 | 564,9 | 609,0 |
5.3. | Нефтегазовые доходы | 7 717,2 | 7 358,0 | 7 680,0 |
5.4. | Ненефтегазовые доходы | 7 365,2 | 6 848,0 | 7 225,0 |
Еще одна необходимая мера – возврат 50 млрд рублей, которые были выделены Агентству кредитных гарантий. Эти средства, выделенные в 2014 году, фактически малым бизнесом не освоены. 38 млрд. находятся на депозитах в банках, на 12 млрд. приобретены ОФЗ. Они должны быть возвращены в бюджет и использоваться на прямые инвестиционные гранты малым предприятиям, как это предусмотрено Правительством РФ по инновационным малым предприятиям в объеме 5 млрд. рублей.
В результате вышеперечисленных мер бюджет может получить дополнительно 850 млрд. рублей в результате переноса средств остатков средств 2014 года в дополнении к 150 млрд. рублей, перенос которых предусмотрен ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год".
Еще одно важное направление предлагаемой нами бюджетной политики – рационализация расходов путем перераспределения средств внутри бюджета. Так, в бюджете-2015 заложено 200 млрд. рублей на повышение заработной платы государственным служащим. От этого в сложившихся условиях нужно отказаться, проведя только 5-процентную индексацию зарплат госслужащих. Кроме того, дополнительные 14 млрд. рублей можно получить, отменив перевод высших судов в Санкт-Петербург. Еще 3,3 млрд. рублей – за счет отказа от финансирования свободных экономических зон (взноса в уставный капитал): как показывает анализ, эффективность использования этих средств крайне низка. И, наконец, требуется не проводить новых заимствований (как внешних, так и внутренних), а покрытие бюджетного дефицита осуществлять за счет остатков прошлого года и Резервного фонда. Это позволит сэкономить на обслуживании государственного долга. В совокупности за счет перераспределения и исключения неэффективных расходов фонда для реализации антикризисных мероприятий может быть увеличен еще на 227 млрд. рублей.
Стратегия бюджетной политики альтернативного антикризисного плана– оптимизация инвестиционных расходов без их сокращения. Задача – добиться использования бюджетных средств для стимулирования развития реальной экономики, создания новых рабочих мест. Требуется проанализировать все статьи бюджета, предусматривающие инвестиционные расходы, проведя своего рода инвентаризацию. Везде, где есть возможность, вложение в уставные капиталы нужно заменить на прямые бюджетные инвестиции под конкретную проектно-сметную документацию. Если иного механизма реализации бюджетных инвестиций кроме как через вложения в уставные капиталы ОАО нет, то надо исключить предоставление средств на приобретение активов. Иными словами, надо не «гонять имущественные права», а вкладывать бюджетные средства в реальные инвестиции в основной капитал: все вложения бюджетных средств в уставные капиталы должны осуществляться по специальным соглашениям, под конкретные инвестиционные программы.
При отсутствии реальной проектно-сметной документации и гарантий использования предоставленных бюджетных средств в полном объеме в течение 2015 года финансирования имущественных взносов и вложений в уставные капиталы осуществляться не должно. По нашим прогнозам, это позволит высвободить порядка 100-150 млрд.рублей для переброски на более эффективные проекты.