Тема: Психодиагностическое задание
«Я–концепция» педагога (учителя)
Задание 1. Напишите 20 ответов на вопрос «Кто Я?»
В результате этой несложной процедуры вы получили набросок собственного портрета (весьма условный и фрагментарный), в котором отразились какие-то грани вашей Я–концепции. Эта процедура, конечно, не обладает ни надежностью, ни валидностью, но она заставляет задуматься о том, что же такое Я–концепция и придает, этому отвлеченному на первый взгляд понятию, довольно конкретные очертания. Таким образом, первое интуитивное представление о Я-концепции у вас уже сложилось.
Задание 2. Какие из приведенных характеристик вы могли бы отнести к себе?
Отметьте те из них, которые являются наиболее устойчивыми и затем распределите по 3 столбцам, выражающим ваше отношение к собственным качествам:
1. Меня это радует | 2. Мне это безразлично | 3. Мне это неприятно |
9. Перечень характеристик:
10. Я счастливый.
11. У меня ничего не ладится.
12. У меня все получается.
13. Я тугодум.
14. Я неуклюжий.
15. Я зануда.
16. Я неудачник.
17. Я добросовестный.
18. Я обманщик.
19. Я интроверт.
20. Я фантазер.
21. Я оптимист.
22. Я человек надежный.
23. Я раздражительный.
24. Я хороший друг.
25. Я подвержен настроению.
26. Я общительный.
27. Я религиозный.
28. Я умный.
29. Я слабовольный.
30. Я опрометчивый
31. Теперь давайте подумаем, что же вы, в сущности, делали, работая с этой схемой?
32. Во-первых, вы описывали себя, пользуясь набором характеристик.
33. Во-вторых, пытались выразить свое отношение к собственным качествам.
34. Следовательно, в ваших действиях присутствовали два момента, которые являются основополагающими аспектами Я–концепции.
35. Это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой.
Рекомендуемая литература
1. Ангеловски К. Учитель и инновации. – М.: Просвещение, 1991.
2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. – М.: Высш. шк., 1991.
3. Вроейнстийн А.И. Оценка качества высшего образования. – М.: Издательство МНЭПУ, 2000.
4. Газман О.С. Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике свободной. – М.: Издательский дом «Новый учебник», 2003.
5. Дьяченко В.К. Новая дидактика. – М.: Народное образование, 2001.
6. Дьяченко В.К. Новая дидактика. – М.: Народное образование, 2001.Менеджмент качества в вузе / Под ред. Ю.П. Похолкова, А.И. Чучалина. – Томск.: Издательство ТПУ, 2004.
7. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Педагогика: 1000 экзаменационных ответов. – М.: ИКЦ «МарТ», Р-н-Д.: Издательский центр «МарТ», 2003.
8. Федеральный закон РФ «Об образовании» // Бюлл. Комитета по высш. шк. – №1. – 1993.
9. Фрумин И.Д. Введение в теорию и практику демократического образования. – Красноярск, 1998.
10. Харламов И.Ф. Педагогика: Краткий курс. – Мн.: Выш. шк., 2004.
11. Шелтен А. Введение в профессиональную педагогику. – Екатеринбург, 1996.
12. Шукшунов В.Е., Взятышев В.Ф., Романькова Л.И. Инновационное образование: идеи, принципы, модели. – М., 1996.