Организация бюджетирования на предприятии

В системе управленческого учета формируется информация, на основе которой руководители организации принимают решения, в первую очередь в части структуры затрат и ожидаемых экономических результатов деятельности. Правила ведения управленческого учета не регламентированы законодательными и нормативными актами, поэтому бюджетирование, как часть управленческого учета, является внутренним делом организации.

Бюджетирование в нашей стране было представлено еще во время плановой экономики. Однако не являлось эффективным контуром, поскольку для всех организаций, без учета индивидуальных особенностей, были разработаны нормативные показатели и стандарты. Данный факт не позволял принимать управленческие решения по вопросу снижения затрат и разработке стратегических целей развития конкретного хозяйствующего субъекта.

Внедрение современной системы бюджетирования осуществляется по решению руководства организации. Если данное решение принято, необходимо провести оценку фактического состояния организационной структуры и системы управления, выявить ее достоинства и недостатки. Определить эффективность деятельности финансово-экономических служб и бухгалтерии, с точки зрения оперативности представления и полноты обработки управленческой информации для целей оперативного управления.

Для постановки бюджетирования в организации и обеспечения его эффективного функционирования необходимо провести ряд мероприятий:

- разработку структуры генерального бюджета организации (включает в себя взаимосвязанную систему финансовых и операционных бюджетов);

- проектирование финансовой структуры управления;

- закрепление ответственности за бюджетами и их статьями (рекомендуется использовать матричные проекции);

- разработку бюджетной политики (или раздела в учетной политике), включая методические и организационно-технические вопросы;

- разработку положений и регламентов бюджетов;

- создание специализированной структуры и/или закрепление функции по составлению, согласованию, контролю бюджетных статей за должностными лицами.

Вопросами бюджетирования в организации может заниматься финансовая дирекция, во главе с финансовым директором. Финансовая дирекция является либо обособленным структурным подразделением, на одном уровне с которым находятся бухгалтерия и экономический отдел. Либо включает в себя перечисленные службы.

При исполнении бюджетов появляется возможность направлять деятельность всех подразделений на достижение целевого финансового результата, выделив сферы ответственности и распределив функции финансового управления между руководителями подразделений. Улучшается обмен управленческой информацией и взаимодействие структурных подразделений между собой.

Финансовый директор выполняет должностные обязанности, указанные в должностной инструкции. Основным результатом деятельности финансовой дирекции является составление прогноза бюджета и систематизация фактических показателей, сгруппированных в бюджете, а главное – разработка альтернативных вариантов развития производственной, операционной, финансовой и инвестиционной деятельности организации. Проекты управленческих решений представляют руководству организации для корректировки и утверждения. После чего управленческие решения подлежат исполнению.

3. Бюджетирование и планирование. Бизнес-план.

Планирование наряду с контролем является одной из важнейших функций управления и представляет собой процесс определения действий, которые должны быть выполнены в будущем.

Бюджетирование, как и программирование входит в систему планирования.

В зависимости от поставленных целей планирование бывает стратегическим, тактическим и оперативным, а по времени действия планирование классифицируется как долгосрочное – от 5 до 10 лет, среднесрочное – от 3 до 5 лет и краткосрочное – на срок один день, неделя, декада, месяц, квартал, год.

Бизнес-план – это определенный вид планирования, который представляет собой документ, где описаны основные аспекты будущего коммерческого мероприятия, анализирующий проблемы, с которыми может столкнуться фирма, а также определяющий способы решения этих проблем.

Бизнес-план имеет следующую структуру;

1. Резюме

2. описание продукта или услуги

3 оценка рынков сбыта

4. конкуренция на рынке

5. стратегия маркетинга

6.план производства продукции (услуги)

7. организационный план

8. юридический план

9. оценка рисков и страхование

10. финансовый план

11. стратегия финансирования

12. заключение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: