В системе управленческого учета формируется информация, на основе которой руководители организации принимают решения, в первую очередь в части структуры затрат и ожидаемых экономических результатов деятельности. Правила ведения управленческого учета не регламентированы законодательными и нормативными актами, поэтому бюджетирование, как часть управленческого учета, является внутренним делом организации.
Бюджетирование в нашей стране было представлено еще во время плановой экономики. Однако не являлось эффективным контуром, поскольку для всех организаций, без учета индивидуальных особенностей, были разработаны нормативные показатели и стандарты. Данный факт не позволял принимать управленческие решения по вопросу снижения затрат и разработке стратегических целей развития конкретного хозяйствующего субъекта.
Внедрение современной системы бюджетирования осуществляется по решению руководства организации. Если данное решение принято, необходимо провести оценку фактического состояния организационной структуры и системы управления, выявить ее достоинства и недостатки. Определить эффективность деятельности финансово-экономических служб и бухгалтерии, с точки зрения оперативности представления и полноты обработки управленческой информации для целей оперативного управления.
|
|
Для постановки бюджетирования в организации и обеспечения его эффективного функционирования необходимо провести ряд мероприятий:
- разработку структуры генерального бюджета организации (включает в себя взаимосвязанную систему финансовых и операционных бюджетов);
- проектирование финансовой структуры управления;
- закрепление ответственности за бюджетами и их статьями (рекомендуется использовать матричные проекции);
- разработку бюджетной политики (или раздела в учетной политике), включая методические и организационно-технические вопросы;
- разработку положений и регламентов бюджетов;
- создание специализированной структуры и/или закрепление функции по составлению, согласованию, контролю бюджетных статей за должностными лицами.
Вопросами бюджетирования в организации может заниматься финансовая дирекция, во главе с финансовым директором. Финансовая дирекция является либо обособленным структурным подразделением, на одном уровне с которым находятся бухгалтерия и экономический отдел. Либо включает в себя перечисленные службы.
При исполнении бюджетов появляется возможность направлять деятельность всех подразделений на достижение целевого финансового результата, выделив сферы ответственности и распределив функции финансового управления между руководителями подразделений. Улучшается обмен управленческой информацией и взаимодействие структурных подразделений между собой.
|
|
Финансовый директор выполняет должностные обязанности, указанные в должностной инструкции. Основным результатом деятельности финансовой дирекции является составление прогноза бюджета и систематизация фактических показателей, сгруппированных в бюджете, а главное – разработка альтернативных вариантов развития производственной, операционной, финансовой и инвестиционной деятельности организации. Проекты управленческих решений представляют руководству организации для корректировки и утверждения. После чего управленческие решения подлежат исполнению.
3. Бюджетирование и планирование. Бизнес-план.
Планирование наряду с контролем является одной из важнейших функций управления и представляет собой процесс определения действий, которые должны быть выполнены в будущем.
Бюджетирование, как и программирование входит в систему планирования.
В зависимости от поставленных целей планирование бывает стратегическим, тактическим и оперативным, а по времени действия планирование классифицируется как долгосрочное – от 5 до 10 лет, среднесрочное – от 3 до 5 лет и краткосрочное – на срок один день, неделя, декада, месяц, квартал, год.
Бизнес-план – это определенный вид планирования, который представляет собой документ, где описаны основные аспекты будущего коммерческого мероприятия, анализирующий проблемы, с которыми может столкнуться фирма, а также определяющий способы решения этих проблем.
Бизнес-план имеет следующую структуру;
1. Резюме
2. описание продукта или услуги
3 оценка рынков сбыта
4. конкуренция на рынке
5. стратегия маркетинга
6.план производства продукции (услуги)
7. организационный план
8. юридический план
9. оценка рисков и страхование
10. финансовый план
11. стратегия финансирования
12. заключение.