double arrow

Социальное сравнение

Социальное сравнение является процессом, который мы все используем для оценки наших способностей, поведения, личностных характеристик, внешности, реакций и общего чувства Я в сравнении с аналогичными особенностями других людей. Оно становится особенно важным в подростковом возрасте. Социальное сравнение берет свое начало в раннем детстве, однако в подростковом возрасте принимает иные формы (Seltzer, 1989). В начале подросткового возраста тинэйд-жеры уделяют много времени и энергии самоопределению на различных «аренах сверстников», составленных из различных типов молодежи; они используют эти арены, чтобы исследовать и определить, что они собой представляют и кем они хотят стать. Они особенно внимательны к внешности и личностным особенностям, которые дают популярность, таким как чувство юмора и дружелюбие. Этот процесс подразумевает широкий круг знакомств, но лишь небольшое число близких друзей; многим из их взаимоотношений недостает близости.

Тинэйджерам необходимо время для того, чтобы самим испытать это, разобраться в большом количестве информации, консолидировать свою идентичность и развить надежное чувство Я.

Социальное сравнение меняется в позднем подростковом возрасте. Теперь ти-нэйджеры ищут друзей, с которыми их объединяют общие вопросы, так как они нередко замещают большим количеством относительно поверхностных дружеских контактов качество избранных близких отношений. Возрастает близость в однополой дружбе (Atwater, 1992; Seltzer, 1989; Shulman, Laursen, Kalman & Karpov-sky, 1997).

В возрасте от 12 до 17 лет подростки все чаще соглашаются с такими утверждениями, как «Мне легко говорить с другом почти обо всем» и «Я знаю, что чувствует мой друг, даже если он молчит». Большинство из них сообщают, что у них есть один или два «лучших друга», а также несколько «друзей». Эти дружеские отношения тяготеют к стабильности и обычно длятся по меньшей мере год. Неудивительно, что стабильность взаимоотношений увеличивается в процессе взросления подростков. Тинэйджеры склонны выбирать друзей на основе общих интересов

Глава 12. Личность и социокультурное развитие в подростковом возрасте 535

и деятельности, в условиях равенства, обязательности и особенно лояльности отношения при исполнении основных ролей. Предательство называется ими одной из главных причин прекращения дружбы (Hartup, 1993).

Когда дружба становится более тесной, подростки склонны обращаться к близким друзьям за советом. Как показывает табл. 12.1, они, как правило, спрашивают совета у сверстников по многим вопросам. Тем не менее они продолжают искать совета у родителей при решении таких проблем, как образование, финансы и планирование карьеры (Sebald, 1989).

Таблица 12.1 Процент подростков, советующихся со сверстниками по специфическим вопросам

Вопросы Девочки Мальчики
На что потратить деньги    
С кем ходить на свидания    
В какой клуб вступить    
Где получить совет по личным проблемам    
Как одеваться    
Какие курсы обучения пройти в школе    
Какое хобби выбрать    
Как выбрать работу в будущем    
На какие встречи и мероприятия ходить    
Учиться ли в колледже    
Какие книги читать    
Какие журналы покупать    
Как часто ходить на свидания    
Участвовать ли в вечеринках с выпивкой    
Как выбрать в будущем супруга (супругу)    
Ходить ли на свидания с одним и тем же партнером    
Какую степень близости стоит допускать при свиданиях    
Где можно получить информацию о сексе    
По материалам Sebald H. (1989, Winter). «Adolescents' peer orientation: changes in the support system during the past three decades». Adolescence, p. 940-941.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: