В настоящее время Гражданская оборона (ГО) РФ является составной частью общегосударственных оборонных мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории страны от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. На ГО возложены также задачи ликвидации ЧС и в мирное время.
Основными задачами в области ГО являются:
-обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
-оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
-эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
-предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
-проведение мероприятий по светомаскировке и другим видам маскировки;
-проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;
-первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других неотложных мер;
-борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
-обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
-обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых работ;
-восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;
-срочное восстановление необходимых коммунальных служб в военное время;
-разработка и осуществление мероприятий, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
-обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО.
Решение задач ГО является важной обязанностью органов исполнительной власти и местного самоуправления предприятий, организаций и учреждений, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Общее руководство ГО возложено на Председателя Правительства (Начальника ГО РФ) и Министра РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (первого заместителя Начальника ГО РФ).
ГО на местах руководят главы исполнительных органов власти республик в составе РФ, краев, областей, городов, городских и сельских районов, являющиеся начальниками ГО территорий. Руководство ГО в министерствах, ведомствах, ассоциациях, концернах, объединениях и на объектах экономики осуществляют непосредственно их руководители, которые по должности одновременно являются начальниками ГО.
Начальники ГО всех степеней несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий гражданской обороны, создание и обеспечение сохранности накопленных фондов средств индивидуальной и коллективной защиты и имущества ГО, а также за подготовку и обучение населения и персонала объекта экономики действиям в ЧС на подведомственных территориях и объектах.
Органами управления ГО на федеральном уровне являются: МЧС, а также подчиненные ему восемь региональных центров (Северо-Западный, Центральный, Южный, Северо-Кавказский, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный), созданных для координации деятельности территориальных органов государственного управления по предупреждению и ликвидации ЧС.
В субъектах РФ, органах местной власти, министерствах, ведомствах и на объектах экономики созданы специальные самостоятельные подразделения - управления, отделы, сектора ГО и ЧС. Начальники этих подразделений ГО являются первыми заместителями соответствующих начальников ГО.
Управления, укомплектованные военнослужащими, являются воинскими учреждениями.
Для выполнения спасательных и других неотложных работ в системе ГО страны имеются силы гражданской обороны, которые включают войска ГО и формирования ГО (ведомственные и территориальные).
Войска ГО являются составной частью сил обеспечения безопасности. Они предназначены для защиты территории страны и ее населения при чрезвычайных ситуациях, вызванных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями, и угрозе их возникновения в мирное и военное время. Свои задачи они могут выполнять как самостоятельно, так и во взаимодействии с войсками МО, МВД, ФСБ РФ, формированиями объектов экономики.
Войска ГО подчиняются непосредственно начальнику Департамента войск и сил МЧС РФ и начальникам региональных центров по месту их дислокации.
Численность войск ГО устанавливается Правительством РФ, а организационная структура и предназначение – МЧС России.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ на всех потенциально опасных, а также имеющих важное оборонное значение и представляющих высокую опасность возникновения ЧС объектах создаются нештатные аварийно-спасательные формирования (далее – формирования) ГО.
Нештатные формирования ГО являются составной, наибольшей по численности частью сил ГО. Они создаются по территориально-производственному принципу независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности. База создания – объекты экономики, их персонал и материальное обеспечение.
Основными службами ГО, создаваемыми в субъектах федерации являются: оповещения и связи; противопожарная; защиты сельскохозяйственных животных и растений; медицинская; охраны общественного порядка; инженерная; энергетики и светомаскировки; убежищ и укрытий; автотранспортная; материально-технического снабжения; торговли и питания; снабжения горючим; санитарной обработки людей и обеззараживания одежды. Кроме того, при наличии соответствующей базы могут создаваться и другие службы ГО: водоснабжения, газоснабжения, метрополитена, ирригационных сооружений, водного транспорта, обеззараживания территорий и сооружений.
В системе ГО развернута и действует сеть образовательных учреждений, которая выполняет задачи по обучению руководящего состава ГО всех уровней, а также по подготовке всего населения страны к защите от различного рода ЧС.