Общие положения о подготовке дипломных работ к защите

Выпускная квалификационная работа является самостоятельным учебно-исследо­вательским, учебно-методическим или учебно-практическим проектом студента. В соответствии с этим она должна соответствовать требованиям, предъявляемым к научному исследованию или методической публикации: содержать логично вы­строенную обзорно-теоретическую и корректно проведенную эмпирическую части и быть оформленной в соответствии с установленными нормами (см. ниже).

В отличие от курсовой, являющейся результатом работы в течение одного учебного года, диплом представляет собой систе­матизацию разноплановых знаний, полученных студентом за весь период обучения в университете, проверку умения использовать методики исследования, диагностики и проектирования, а также степень подготовленнос­ти выпускника к выполнению профессиональных обязанностей в качестве специалиста в области психологии.

Качественно выполненная дипломная работа должны свидетель­ствовать о освоении студентом основных исследовательских компетенциях: об умении студента четко формулировать проблему и оценивать степень ее акту­альности; обосновать выбранные методы решения поставленных задач; самостоятельно работать с литературой и другими информационно-справочными материалами; отбирать нужные све­дения, анализировать и интерпретировать их, а также представлять их в графической или иной иллюстратив­ной форме; делать обоснованные выводы, правильно оформлять работу, разрабатывать практические рекомендации (в соответствующих случаях).

Дипломная работа должна быть психологической по своему предмету и методам его анализа и может быть посвящена любой содержательной области психологической науки и/или практики. Обязательным является не использование каких-либо конкретных методов или определенного их количества, а систематический сбор данных и строго доказательный характер изложения содержания. Недопустимо подменять научную работу научно-популярными, метафизическими или публицистическими текстами. В целом, работа должна быть направлена на достижение сформулированных в ее введении целей и не должна содержать голословных положений (непроверенных или вообще непроверяемых научными методами утверждений).

Тематика дипломной работы должна соответствовать той специальности, которую студент получает по окончании университета. После того как тема дипломной работы выбрана, а план согласован с научным руководителем, составляется календарный план, в котором определяются сроки выполнения этапов работы. План облегчает контроль за ходом исследования и помогает студенту работать самостоятельно и осознанно. Тема утверждается соответствующим распоряжением по факультету психологии.

По жанру дипломная работа может быть исследовательской, методической или прикладной.

Выпускная квалификационная работа является исследовательской, если она направлена на теоретическое объяснение определенных психологических феноменов и на эмпирическое изучение их особенностей.

Работа является методической, если она связана с разработкой новых или совершенствованием существующих средств и методов психологического воздействия или исследования (в том числе с проверкой их надежности, валидизацией, стандартизацией и т.п.), а также с анализом сравнительной эффективности нескольких методов.

Структура дипломной работы

Выпускная квалификационная работа обязательно включает в себя титульный лист, оглавление, введение, обзорно-теоретическую и эмпирическую главы, заключение и/или выводы и список использованной литературы, а также приложения в случае необходимости.

Во введении тезисно обозначается актуальность работы, проблема, на решение которой она направлена, кратко описывается ее цель и задачи, а также ее теоретико-методологическая основа, обозначается жанр работы. В случае исследовательской работы обязательно формулируется ее общая гипотеза. Также, если это возможно, указываются теоретическое и практическое значение работы. Кроме того, во введении может быть описана использованная выборка, перечислены применявшиеся методики, указаны структура и объем курсовой или дипломной работы.

Проблема исследования выступает исходным толчком, порождает саму необходимость изучения, тем самым объясняя, зачем исследование вообще было проведено. Проблема есть осознание какого-то противоречия (напри­мер, между наличными условиями анализируемой ситуации и предъявляе­мыми к ней требованиями, между различными точками зрения на изучаемое; явление или процесс, наконец, это может быть диалектическое противоречие в самой природе явления или объекта).

Отвечая на вопрос о том, почему именно сейчас необходимо данное ис­следование, вы тем самым освещаете его актуальность. Актуальность может быть теоретической (т.е. обнаруженная проблема находится на переднем крае науки, она разрабатывается современными учеными и т.п.) или практи­ческой, т.е. вытекающей из злободневных запросов практики в той области общественной жизни, где вы проводите свое прикладное исследование. Ос­новными аспектами актуальности психологического исследования могут быть:

■ необходимость дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению,

■ потребность в новых фактах, которые позволят расширить теорию и сферу ее применения,

■ потребность в более эффективных психодиагностических и исследо­вательских методах, способных обеспечить получение новых данных;

■ потребность в методах (способах, технологиях), имеющих более ши­рокие возможности и/или эффективность психологического воздей­ствия, обучения, тренировки, реабилитации, применения в профес­сиональной деятельности;

■ потребность в дополнении или переработке психологических теории, концепций, рекомендаций с целью более полного использования их как представителями других наук, так и широкими слоями населения.

Все, что предпринимается в исследовании впервые, характеризует его новизну. Научная новизна фундаментального исследования означает вклад в науку, открывающий новые исследовательские перспективы.

Практическая значимость как фундаментального, так и прикладного исследования связана с той конкретной, ощутимой пользой, которую могут принести его результаты, помочь кому-либо в его практической деятельно­сти.

Например: «Апробированный в работе комплекс психодиагностических методик может быть использован при изучении особенностей личностного самоопределения лиц пожилого возраста».

«Разработанная программа психокоррекции может быть полезна в работе школьного психолога при решении проблем школьной дезадаптации».

Объектом исследования в психологии чаще всего выступают психологические закономерности развития, психологические явления, феномены, поведение, процессы взаимодействия и т.д. Предметом исследования выступают уровни интеллектуального развития, создание предпосылок применения или использования методов, деятельность, общение, профессиональное взаимодействие, психологическая поддержка и помощь и т.д. Объект исследования - это фрагмент, часть реальности, на которую на­правлен научный поиск. В психологических исследованиях объектом могут выступать индивиды как носители психики (группы людей) или сами психи­ческие явления. Наиболее часто ошибки в определении объекта исследования связаны с представлением в качестве такового конкретных испытуемых (а это - эмпирическая база исследования, которая описывается в эмпириче­ской главе) или некоего процесса, связи между явлениями, характеристик ка­кого-либо явления (это вполне может стать предметом работы).

Предмет показывает какой-либо аспект рассмотрения, дает представление о том, как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты и функции объекта рассматривает данное исследование. Необходимо отметить, что предмет дипломного исследования чаще всего либо совпадает с его темой, либо они очень близки по звучанию.

Предмет исследования - сторона или аспект объекта, который непо­средственно изучается, «высвечивается» в объекте, как правило, через приз­му проблемы. Напомним, что предмет познания невозможно выделить и описать вне рамок какой-либо науки или комплекса наук, безотносительно к субъекту по­знания. Для каждой науки в любом предмете изучения (общенаучном, меж­дисциплинарном, специальном) есть свой, частный аспект рассмотрения. Он может быть по-разному сформулирован в теоретическом, эмпирическом и прикладном исследовании. В качестве предмета психологического исследования может быть взято огромное количество психических явлений и их сторон: психические свойст­ва, состояния, процессы, функции, виды поведения, деятельности и общения, пространственные, временные и интенсивностные характеристики отдельных явлений, взаимовлияния между ними, взаимосвязи между психическими и физиологическими явлениями и т.д.

На основе сформулированной проблемы, определения объекта и предмета исследования устанавливается цель. Цель - это представление о результате, о том, что должно быть достигнуто в ходе работы.

В качестве цели исследования в дипломной работе необходимо сформулировать в самом обобщенном сжатом виде тот научный результат, который должен быть получен в итоге исследования.

Одним из самых важных моментов в исследовании является построение гипотезы. Гипотеза - это научное предположение, предварительное объяснение какому-либо факту или явлению. Гипотеза требует доказательства и, поэтому, не может быть тривиальной. Гипотеза обосновывается в ходе теоретического анализа и формулирует в лаконичной форме предполагаемые результаты исследования.

Сформулированные цель и гипотеза исследования определяют его задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели. В дипломном исследовании задачи обычно формулируются как относительно самостоятельные и законченные этапы исследования.

Цель исследования - ожидаемый результат работы, который по­зволит разрешить обозначенную проблему. Возможными целями психологи­ческого исследования могут быть:

- определить характеристики изучаемого явления. Основанием для по­становки такой цели могут быть обнаруженная литературном обзо­ре неполнота описания психического явления либо противоречия между эмпирическими данными разных авторов. Неполнота описания может быть выявлена при попытке составить целостную картину свойств явле­ния, опираясь на выбранную методологию или теоретическую концепцию. Следует подумать о том, какие именно характеристики будут изучаться. Важно, чтобы этот набор не был случайным, относился бы к одному или нескольким аспектам явления, выделенным в теоретическом обзоре. Же­лательно указать также, какое значение имеет изучение данных характе­ристик: теоретическое, методическое, практическое, прикладное;

- выявить взаимосвязи психических явлений. Следует подчеркнуть, что установления самого факта существования связи недостаточно, поскольку положение о единстве психики давно принято в психологии и не нуждает­ся в дополнительных доказательствах. Исследование взаимосвязей пред­полагает определение их особенностей: тесноты, направленности, устойчивости, общей структуры и т.п.;

- изучить возрастную динамику явления. Исследование процессов роста, созревания и развития, возрастной изменчивости психики всегда имело огромное теоретическое и практическое значение. Проведение исследова­ний, ориентированных на возрастную переменную, носит специфический характер и предполагает использование двух основных методов: возрас­тных «поперечных» или «продольных» срезов.

- описать новый феномен, эффект. Чаще всего новый феномен открыва­ют в ходе проводимого эмпирического исследования, проверки гипотезы. Он может быть зафиксирован, потому что был ожидаем, а может быть за­мечен внимательным, вдумчивым исследователем при решении иных за­дач. Задачами исследования при достижении такого рода цели могут быть: выявление факторов, определяющих наличие или отсутствие эффекга, оп­ределение силы его проявления, условий существования эффекта, разно­образия проявлений, их устойчивости, теоретическое объяснение феноме­на;

- открыть новую (другую) природу явления. Исследователь очерчивает класс явлений, которые будут для него предметом рассмотрения. Затем отмечает противоречивость, недостаточность объяснения сущности явле­ний данного класса, вводит новые термины, связывая их между собой. Начинающего исследователя часто подстерегает заблуждение на пути создания нового объяснения. Заблуждение это встречается в тех случаях, когда автор пересказывает своими словами уже опубликованное, употреб­ляя при этом не новые термины, а лишь новые синонимы или перенося акценты на феномены, которым ранее было отведено рядовое, подчинен­ное положение;

- обобщить, то есть вывести более общие закономерности, чем описанные в литературе;

- создать классификацию, типологию. Разработка классификации пред­полагает, прежде всего, поиск и обоснование критериев классификации, очерчивание области явлений, охватываемых классификацией, которая, в свою очередь, должна быть ясно соотнесена с определенной теорией;

- создать психодиагностическую методику. Необходимость разработки новой методики может быть обусловлена многими причинами. Несомнен­ную научную или прикладную ценность данная работа может иметь для обоснования самой возможности измерения параметров изучаемого явле­ния, повышения точности и надежности измерений, сокращения времени обследования и т.п. Рекомендовать же созданную методику к широкому применению можно лишь в том случае, за редким исключением, если осуществлен комплекс всех психометрических проверок;

- адаптировать имеющуюся методику к новым условиям или контин­генту испытуемых. Как правило, такая цель ставится в прикладном ис­следовании при переносе уже созданной методики в новые социокультурные условия. Требования к психометрической проверке здесь не менее жесткие, чем при создании новой. В первую очередь это относится ко многим современным зарубежным методикам, вся «адаптация» кото­рых традиционно сводилась лишь к переводу на русский язык стимульного материала и текстов интерпретации;

- доказать эффективность разработанной психокоррекционной мето­дики. Такая цель достижима лишь в экспериментальной процедуре с ис­пользованием «контрольной группы» и при соблюдении других требо­ваний к обоснованности выводов из полученных результатов. Необходимо, как минимум, доказать, что именно данное коррекционное вмешатель­ство является фактором, обусловливающим ожидаемые изменения, а также, что эти изменения действительно отражают улучшение в той или иной области психических процессов.

Целевая организация любой деятельности, в том числе научно-исследовательской, предполагает выработку определенной последовательно­сти действий - шагов для достижения поставленной цели, каждый из кото­рых имеет свою собственную цель, или «подцель» по отношению к общей цели исследования. Подцели (или цели второго порядка) отражают, во-первых, логику построения исследования и, во-вторых, конкретные условия его проведения. Таким образом, эти подцели становятся задачами исследо­вания. Они могут быть сформулированы как вопросы, ответы на которые позволят прийти к цели исследования.

Среди задач исследования должны быть как те, которые обеспечат на­хождение новых фактов, так и те, которые помогут включить их в систему имеющихся психологических знаний.

Часто встречающаяся в этой связи ошибка студентов, возникает вслед­ствие неумения различать ЗАДАЧИ исследования и ЭТАПЫ его организа­ции. Конечно, они взаимосвязаны, но, формулируя задачи исследования, нужно не описывать свои действия (анализ литературы, сбор эмпирических данных, их анализ, формулирование выводов и т.п.), а раскрывать, для чего осуществляется каждое из этих действий и как это способствует дости­жению общей цели исследования.

Гипотеза - это логически обоснованное предположение исследователя о наличии или об отсутствии связи между изучаемыми явлениями (что влия­ет на это?), о характере этой связи (например, прямо влияет или опосредо­ванное?), о закономерностях динамики явления (т.е. каковы механизмы разви­тия? как протекает процесс?) и т.д.

К сожалению, часто студенты формулируют гипотезу без достаточного на то основания, т.е. не понятно, откуда вытекает это предположение Это -серьезная ошибка! Кратко обоснование гипотезы представляется во введе­нии, а развернуто - в описании программы исследования, причем это должно логически вытекать из проведенного в первой глазе теоретического анализа. Чтобы построить «хорошую» научную гипотезу, следует помнить, что

- гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточнены и эмпириче­ски не интерпретированы, то есть не "операционализированы",

- гипотеза не должна содержать ценностных суждений;

- гипотеза не должна включать в себя слишком много ограничений и допу­щений,

- гипотеза должны быть проверяемой.

Методы исследования - это опробованные способы получения нового знания. Все исследовательские методы можно разде­лить на:

- методы сбора эмпирической (теоретической) информации (наблю­дение, опрос, анализ продуктов человеческой деятельности, в том числе до­кументов, эксперимент и т.д., а также их разновидности);

- методы обработки полученных данных (качественные и количествен­ные, среди последних - специальные методы математической статистики).

Обоснованный выбор методов опирается, прежде всего, на понимание специфики объекта и предмета исследования, а вот уже конкретные приемы и техники (в психологии их часто называют «методиками») определяются поставленными задачами и условиями проведения исследования. Во введе­нии методы просто перечисляются, необходимое обоснование выбора мето­дов исследования приводится в программе исследования.

Основная часть дипломной работы выполняется с учетом опыта, полученного при написании и оформлении рефератов и курсовых работ. Основная часть включает в себя содержание нескольких пунктов плана. По форме работа может отражать теоретический, экспериментальный или смешанный тип исследования. Последний является наиболее характерным, поэтому дадим общую схему описания этого типа исследования.

Теоретическое содержание основной части: история и теория исследуемого вопроса; критический анализ литературы; позиции автора; методы, организация исследования; результаты самостоятельно проведенного фрагмента исследования. Как показала практика руководства дипломными работами, для написания обзора по теме исследования необходимо использовать не менее 40-50 источников.

Описание опытно-экспериментальной работы. Дается характеристика испытуемых (возраст, количество), описываются задания, предъявляемые испытуемым, и если задания представляют собой изображение предметов, то они вставляются в текст или приложение. Указывается, какое оборудование (приборы, аппаратура) использовалось; необходимо описать и весь ход работы, включая инструкцию, которая давалась испытуемым.

Следует отметить, каким способом обрабатывались полученные данные. Формулы в тексте записываются отдельной строкой и имеют порядковый номер, который проставляется в скобках у правого края страницы, например (1), (2) и т.д. Все символы формул необходимо расшифровать. Первая строка должна начинаться после запятой со слова "где" без двоеточия после него. Значение каждого символа записывается с новой строки в последовательности, данной в формуле, например:

Кп = Ср: Пт х 100, (1)

где Кп — коэффициент запоминания; Ср — количество правильных ответов; Пт — количество стимульных объектов; 100 — коэффициент пересчета в проценты.

Если одни и те же символы встречаются в нескольких формулах, то разъяснения к ним даются только один (первый) раз.

Цифровой материал, используемый в дипломных работах, следует оформлять в виде таблиц.

Таблицу помещают после первого упоминания о ней в тексте. При этом ее располагают так, чтобы можно было читать без поворота текста работы. Если это невозможно, таблицу располагают так, чтобы ее можно было прочесть, повернув работу по часовой стрелке. При переносе таблицы на следующую страницу наименование граф следует повторить и над таблицей поместить слова "Продолжение табл. 2" или "Окончание табл. 2". Если графы таблицы громоздки, можно их не повторять; в этом случае пронумеровывают графы и повторяют их нумерацию на следующей странице. Заголовок таблицы не повторяют.

Таблицы должны иметь последовательную нумерацию арабскими цифрами. Над правым верхним углом таблицы помещают надпись "Таблица" с указанием ее порядкового номера. При этом знак "№" перед цифрой не ставится. При ссылке в тексте на таблицу указывают ее номер, слово "Таблица" пишут в сокращенном виде, например: табл. 1.

Каждая таблица должна иметь содержательный заголовок, который помещают под словом "Таблица" и над соответствующей таблицей. Слово "Таблица" и заголовок начинают с прописной буквы. Заголовки граф таблиц должны начинаться с прописной буквы.

Необходимым элементом дипломных работ является иллюстративный материал — графики, схемы, диаграммы и т.д. Все иллюстрации именуются рисунками и нумеруются последовательно арабскими цифрами. Каждый рисунок должен сопровождаться содержательной подписью, которая располагается под рисунком в одну строку с номером. На рисунок обязательно должна быть ссылка в тексте, например: (см. рис. 3). Иллюстративный материал может быть выполнен на чертежной бумаге.

Эмпирическая глава посвящается описанию методов и изложению эмпирических результатов той исследовательской, методической или прикладной работы, которая была проделана студентом. Данная глава также должна иметь название, отражающее ее содержание.

В исследовательских работах эта глава представляет читателю процедуры проверки экспериментальных ги­потез, направленных на выявление истинности предложенных теоретических построений, и полученные здесь результаты. В методических работах, в которых гипотезы в явном виде отсутствуют, глава описывает проведенные мероприятия по выделению эмпирических индикаторов, проверке или повышению надежности и\или валидности разрабатываемых, совершенствуемых или сравниваемых методов. В прикладных работах, в которых гипотезы также отсутствуют, данная глава фиксирует проведенные процедуры по решению практической проблемы, полученные в этом процессе результаты. В этом случае глава также содержит оценку эффективности предложенных решений.

Во всех жанрах работ данная глава включает обоснование использованных методов, в котором содержится ответ, почему использовались именно эти методы и каковы их преимущества перед аналогичными (если таковые имеются).

Описание методов предполагает:

- подробное описание используемого инструментария (точное название методики, ее автор, ссылка на источник),

- описание заданий, которые выполняли испытуемые, и инструкции, которую они получали,

- характеристику выборки с точки зрения тех признаков, которые ле­жат в основании выбора испытуемых. Такими признаками становятся каче­ства испытуемых, связанные с предметом исследования, а также их демографи­ческие характеристики, такие как возраст, образование, профессия, стаж и т.п. На­пример, все испытуемые – студенты-психологи 1-2 курса, или взрослые люди с высшим образованием, или дети дошкольного возраста.

- описание того, какие фиксировались количественные и качествен­ные показатели, и каким образом производилась фиксация в ходе исследования.

Помимо этого необходимо описать процедуру проведения эмпирических работ.

Для более наглядного изложения методов исследования стимульный материал или опросные бланки рекомендуется помещать в приложениях к дипломной работе. Эта рекомен­дация превращается в требование, если используемые в работе методы являются ав­торскими.

После характеристики методов излагаются полученные результаты и опи­сывается процедура их обработки, включая используемые методы математической статистики. Результаты работы должны быть представлены понятным для читателя образом. Пер­вичные данные переводятся в удобную для восприятия форму – графики или таблицы, демонстрирующие количественные соотношения полученных данных. Кроме того, некоторые первичные протоколы, наиболее показательные с точки зрения интерпретации результатов исследования, могут быть приведены в приложениях.

После изложения результатов производится их интерпретация – разъяснение того, что означают полученные результаты с точки зрения гипотез, сформулированных в работе, или ее методических или прикладных целей. Необходимо также соотнести полученные результаты с имеющимися в других работах. При отсутствии содержательной интерпретации дипломная работа не может претендовать на положительную оценку.

Основная часть работы завершается формулировкой выводов, соответствующих целям, задачам, гипотезе исследования.

Заключение представляет итоги работы, в нем содержатся важнейшие выводы, к которым пришел автор; указываются их практическая значимость, возможность внедрения результатов работы и дальнейшие перспективы исследования темы. Важнейшее требование к заключению — его краткость и обстоятельность; не следует повторять содержание введения и основной части работы. В целом заключение должно давать ответ на следующие вопросы: зачем предпринято студентом данное исследование, что сделано, к каким выводам пришел автор.

Список использованной литературы (библиография) составляется в алфавитном порядке фамилий авторов или названий произведений (при отсутствии фамилии автора). В списке применяется общая нумерация литературных источников. В список включаются все использованные автором работы литературные источники независимо от того, где они опубликованы (в отдельном издании, в сборнике, журнале, газете и т.д.). В тексте работы должны быть представлены ссылки на все источники, включенные в список.

После списка литературы помещаются приложения. Приложения обязательно нумеруются и озаглавливаются в соответствии с содержанием помещенного в них материала. Ссылка на приложение в основном тексте работы делается по­средством указания номера приложения.

Приложения должны давать читателю работы возможность составить полное представление о проведенном исследовании – его методической базе, полученных результатах и способах их обработки, а также возможность проверить сделанные выкладки и выводы. Поэтому информация, содержащаяся в приложениях, должна быть точной и полной.

В приложения выносятся: тексты и ключи методик; таблицы первичных данных; результаты статистической обработки полученных данных; объемные графики, гистограммы, рисунки и схемы, которые выглядели бы громоздко в основном тексте работы.

Кроме того, в приложения включаются данные о пилотаже методик; индивидуальные данные (полностью, выборочно или единичные для примера) – протоколы заполнения методик, протоколы интервью, протоколы наблюдения и иные материалы. Необходимо учитывать принцип конфиденциальности при оформлении текста работы и приложений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: