Принцип суверенного равенства государств. Принцип невмешательства во внутренние дела

Принцип суверенного равенства государств.

Сущность данного принципа составляет правило о том, что поддержание межд. правопорядка возможно и м\б обеспечено лишь при полном уважении юрид. равенства участников. Это означает, что каждое государство обязано уважать суверенитет других участников системы, т.е. их право в пределах собственной территории осуществлять законодательную, исполнительную, административную и судебную власть без какого-либо вмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить свою внешнюю политику.

Данный принцип закреплен в качестве основополагающего также в уставах межд. организаций системы ООН, в учредительных документах (уставах) подавляющего большинства региональных межд. организаций, в многосторонних и двусторонних соглашениях государств и межд. организаций, в правовых актах межд. организаций.

В современном МП этот принцип с наибольшей полнотой отражен в Декларации о принципах МП, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН. Позднее этот принцип был развит в Декларации принципов Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, Итоговом документе Венской встречи представителей государств - участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1989 г., Парижской хартии для новой Европы 1990 г. и ряде других документов.

Основное социальное назначение принципа суверенного равенства заключается в обеспечении равноправного участия в межд. отношениях всех государств, независимо от различий экон., соц., полит. или иного характера. Поскольку государства являются равноправными участниками межд. общения, все они обладают принципиально одинаковыми правами и обязанностями.

Принцип невмешательства во внутренние дела.

Принцип невмешательства в качестве общего принципа межгосударственных отношений начал формироваться еще в эпоху буржуазно-демократических революций, хотя в то время применялся ограниченно, поскольку международное право во многих случаях допускало различные формы вмешательства во внутренние дела государств, включая вооруженное вмешательство.

В настоящее время принцип невмешательства определен в Уставе ООН и в таких авторитетных международных документах, как Декларация о принципах МП 1970 г., Декларация ООН о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета от 21 декабря 1965 г. и др.

В соответствии с Уставом ООН Организация не имеет права «на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства», причем под вмешательством понимают любые меры государств или межд. организаций, с помощью которых последние попытаются препятствовать субъекту МП решать дела, по существу входящие в его внутреннюю компетенцию.

Решение вопроса о делах, относящихся к внутренней компетенции государств, на практике часто вызывает споры. Следует помнить, что с развитием межд.сотрудничества увеличивается число вопросов, которые государства на добровольной основе подвергают межд. регулированию. Однако концепция невмешательства не означает автоматически то, что государства могут произвольно относить к своей внутренней компетенции любые вопросы. Международные обязательства государств, в том числе и их обязательства по Уставу ООН, являются критерием, который позволяет правильно подходить к решению этого вопроса.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: