Особенности правопреемства в связи с распадом СССР

Существенной спецификой обладает решение проблемы правопреемства в результате распада СССР. При этом типе перехода территории, Венская конвенция 1978 года отдает предпочтение принципу континуитета. Он и был закреплен в ряде документов, фиксировав­ших факт ликвидации СССР, а именно: в Соглашении о создании СНГ от 8.12.91 и в Алма-Атинской Декларации стран СНГ 11.12.1991. Все государства-члены СНГ в равной мере рассматривались как правопреемники СССР. Однако реализация этого положения практически была затруднена вследствие специфики статуса СССР - одной из опор существовавшей межд. пол. и пр. системы, роли в военно-пол. структуре, а также в системе ООН. Прекращение существова­ния СССР поставило все это под угрозу. Ни один из правопреемников не мог претендовать на место постоянного члена Совета Безопасности. Выход из сложившегося положения был найден в концепции «Россия: государство-продолжатель СССР».

Среди группы госу­дарств-преемников выделяются Беларусь и Украина, которые выступали учредителями и не­зависимыми членами ООН, а также независимыми участниками многочисленных междуна­родных договоров.

Действующий Закон Республики Беларусь «О международных договорах» от 23 июля 2008 г. содержит нормы, регулирующих признание правопреемства Республики Беларусь в отношении международных договоров бывшего СССР, а также нормы, регулирующих выбор нормативного правового акта о правопреемстве.

В соответствии со ст.24 Закона Республика Беларусь может признать обязательность международных договоров путем правопреемства в случаях, предусмотренных международным правом. В случае правопреемства Республики Беларусь в отношении международных договоров бывшего СССР Республика Беларусь счи­тается связанной обязательствами по данным международным договорам с 10 декабря 1991 года, если иное не предусмотрено международным договоров.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: