Неценовые факторы предложения и их влияние на кривую предложения. Индивидуальное и рыночное предложение. Способы определения рыночного предложения

Неценовые факторы – все остальные факторы, кроме цены товара.

Изменение неценовых факторов предложения→ изменение предложения в целом → сдвиг линии предложения.

Неценовые факторы, оказывающие влияние на сдвиги кривой предложения:

1) изменение цены ресурсов. Цена ресурсов увеличивает или уменьшает издержки производства продукта. Чем выше издержки, тем ниже будет (при неизменной цене) прибыль производителя. Следуя мотиву прибыльности, производителю следует сократить производство в случае роста издержек. Если цены на ресурсы растут, то кривая предложения смещается вверх и влево. Если же цены на ресурсы снижаются, то кривая предложения смещается вниз и вправо.

2) Характер промышленной технологии. Использование новейшей технологии позволяет увеличить производительность труда,сократить издержки и, следовательно, увеличить прибыль производителя. Это побуждает фирмы производить и предлагать к продаже товары в большем количестве, чем раньше. Кривая предложения будет смещаться вправо, т.е. предложение товаров будет расти.

3) Налоги и субсидии. Налоги рассматриваются как дополнительные издержки производства, следовательно, рост налогов ведет к увеличению расходов фирм и к сокращению предложения товаров и услуг. В этом случае кривая предложения смещается влево. В то же время гос. дотации (например дотирование сельхоз производства) по сути своей аналогичны снижению издержек производства, значит кривая предложения смещается вправо.

4) Цены на др товары. Изменение цен может вызвать смещение кривой предложения данного товара. Например, производитель гречихи узнает о росте цен на рожь. Производитель сокращает производство гречихи либо отказывается от нее и увеличивает производство ржи. Кривая предложения гречихи при этом смещается влево.

5) Количество продавцов на рынке. Чем больше производителей одного и того же товара на рынке, тем больше товаров будет предложено потребителю и наоборот. Например, в случае неурожая картофеля производители могут задержать его продажу осенью и увеличению в зимние месяцы. При этом кривая предложения осенью сместиться влево, а в зимние месяцы – вправо.

6) Климатические условия. Благоприятная погода способствует увеличению предложения многих видов культур, т.к. снизит издержки сельхоз производства, значит кривая предложения сместится вниз и вправо.

Индивидуальное предложение – предложение отдельного продавца.

Рыночное предложение – сумма объемов предложений отдельных продавцов при данном значении цены на данный товар.

Способы определения рыночного предложения:

- табличный

- графический

- аналитический


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: